Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Бунина И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Работавший над циклом «Темные аллеи» в течение мно­гих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». На мой взгляд, действительно, рассказы, во­шедшие в сборник, — образец величайшего таланта писате­ля и, кроме того, взгляд на жизнь по-настоящему мудрого человека, человека, приблизившегося к разгадке величай­ших тайн мира. Основной темой цикла становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрываю­щая самые потайные уголки человеческой души, любовь какоснова жизни и как-то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.

Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название «Темные аллеи», появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий. Герой рассказа встречает на постоялом дворе женщи­ну, которую соблазнил и бросил в молодости. Теперь, по проше­ствии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? Видимо, дело не в этом.

Человек в произведениях А. И. Бунина находится в зам­кнутом кругу обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Герои про­изведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но ни­когда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изме­нить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются.

По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограни­ченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. И. А. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя: «На другой день... он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснеж­ный китель, позавтракал... выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван, выстрелил себе в виски из двух револьверов». Все это, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоя­нии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем. Убегая от жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладывается вся воля, вся решимость, которых человеку так недостает в жизни.

Стремясь получить свою долю счастья, герои Ивана Алек­сеевича Бунина часто эгоистичны и жестоки. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а раньше или позднее ты испытаешь боль утраты — не важно. Писатель даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь живут по зако­нам жизни, в которой они не в силах ничего изменить. В рассказе «Муза» героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества. Главная тема рассказа — тема жестокой борьбы за короткое счастье, и великая траге­дия героя в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека. Но, не­смотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим. Считанные минуты счастья — всегда высочайший взлет в жизни человека, в ко­торые он на время избавляется от горестей.

Любовь для Бунина — величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку прихо­дится платить.

Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только лю­бовь дает счастье духовного общения. Но — увы! — как часто найденное счастье оборачивается утратой, как это слу­чилось с героями рассказа «В Париже».

Во многих рассказах цикла писатель стремится понять внутреннюю природу любви и приходит к выводу, что пол­ное счастье может дать только сочетание духовной и физи­ческой близости. Он никогда не был сторонником платони­ческого чувства, понимая, что в основе любви лежит ин­стинкт. В некоторых же рассказах («Антигона», «Кума», «Визитные карточки») речь идет именно о преобладании в страсти плотского начала. Бунин не осуждает в них своих ге­роев, ибо в их влечении все равно есть что-то, противостоя­щее будням жизни, есть стремление захватить свой кусочек счастья хотя бы на одну ночь.

И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать слож­ность и многообразие тех чувств, которые возникают у любя­щего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные. В рассказах «Пароход «Саратов», «Ворон» Бунин показывает, как причудливо может переплетаться лю­бовь с чувством собственничества. В рассказе «Натали» писа­тель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоя­щей любовью. Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек «имеет право» полюбить («Руся», «Кав­каз»). В рассказе «Галя Ганская» речь идет о том, какой тра­гедией может закончиться отсутствие в людях духовной бли­зости, когда они по-разному чувствуют. А героиня рассказа«Дубки» сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь.

У читателей иногда может возникнуть вопрос: а не создает ли писатель искусственных преград на пути героев к счастью? Нет, дел в том, что сами люди не стремятся к борьбе. Они могут испытать счастье, но лишь на миг, а потом оно уходит, как вода в песок. А потому многие рассказы И. А. Бунина так трагичны. Подчас в одной короткой строчке писатель раскры­вает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.

Рассказы цикла «Темные аллеи» — образец удивитель­ной русской психологической прозы, в которой любовь всег­да были одной из тех вечных тайн, которую стремились рас­крыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.