Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Бунина И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Поэтическое восприятие родины в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края — то яркая, броская, то скромная и печальная — навсегда покорила сердце писателя.

Рассказ «Антоновские яблоки» — одно из самых ли­рических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе. Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очаро­ванием ранней осени, ощутить всю прелесть краткой, но чудесной поры бабьего лета: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню клено­вые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег».

Россия предстает у Бунина в прелести прохладных дней, покое полей, звенящих далей и широких просто­ров. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое... Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими... А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, сколь­зят по склону ясного неба».

Писатель обладал удивительным и редким чутьем на краски, тонко чувствовал все оттенки цветовой гам­мы. «Краска рождает запах, свет — краску, а звук вос­станавливает ряд удивительно точных картин», — пи­сал К. Г. Паустовский. Читая «Антоновские яблоки», убеждаешься в том, насколько верно отмечена эта осо­бенность бунинской прозы. Словно сам ощущаешь за­пах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра, ви­дишь багровое пламя, пылающее у шалаша, гигантские тени, движущиеся по земле.

Из необъятного множества слов писатель безоши­бочно выбирает наиболее точные, сильные и живопис­ные. И вот перед нами картина, написанная удиви­тельно яркими и сочными мазками: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, напол­ненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побе­жишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на би­рюзовом небе».

Бунин одинаково остро и тонко видит все: и раннюю погожую осень, и среднерусское лето, и пасмурную зи­му. Русский пейзаж с его скромной застенчивой красо­той нашел в нем своего певца.

Удивляет и восхищает прекрасное владение словом и тонкое чувство родного языка, характерные для Бу­нина. Его проза обладает ритмом и внутренней мелоди­ей, как стихи и музыка. «Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен, — писал К. Г. Паустовский. — Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях — от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от легкого напева до

гремящих библейских обличений, а от них — до четко­го, разящего языка орловских крестьян».

Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкой, порой ошеломляющей си­лой. Вот проходят перед нашим взором крестьяне — «бойкие девки-однодворки», «барские» в своих краси­вых и грубых, дикарских костюмах», «мальчишки в бе­лых замашных рубашках», старики — «...высокие, большие и белые как лунь», разорившиеся помещики. «Мелкопоместным» и их жизни писатель уделяет осо­бое внимание. Это Россия, уходящая в прошлое. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти старый дом и сад, «последних могикан дворового сосло­вия» — бывших крепостных. Дом славился гостепри­имством. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде, под бирюзовым осенним небом!»

А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого че­ловека сложилась трагически, как и у многих мелкопо­местных, обедневших до нищенства.

Томительно текут серые, однообразные будни «бес­связной и бессмысленной жизни», которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнез­да». Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» — говорит он. Исследуя русскую действитель­ность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель ви­дит то, что до него никто не замечал: сходство как об­раза жизни, так и характеров мужика и барина: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей па­мяти, — очень недавно, — имел много общего со скла­дом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию». Несмотря на элегичность и спокойствие повествова­ния, в строках рассказа чувствуется боль за дух одича­ния и вырождения, за крестьянскую и помещичью Рос­сию, которая переживала период падения, материаль­ного и нравственного.

«Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин про­жил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.