Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Бунина И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



И. А. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм человеческого существования, насыщенность повествования деталями.

Реализм Бунина отличается от чеховского пре­дельной чувственностью, живописностью и в то же время строгостью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для него важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является чело­веческая память. Именно память защищает бунинских героев от неумолимого времени, от смерти.

Для прозы Бунина раннего периода характерен лирический стиль, живописное воспевание природы. Он глубоко чувствовал ее красоту, превосходно знал быт и нравы деревни, ее обычаи, традиции и язык. Бунин — лирик.

Его книга «Под открытым небом», написанная 11897 г., — лирический дневник времен года, от пер­вых признаков весны до зимних пейзажей, сквозь которые проступает близкий сердцу образ Родины.

Рассказы Бунина 1890-х гг., созданные в тради­циях реалистической литературы XIX в., открывают мир деревенской жизни. С безжалостной правдиво­стью автор рассказывает о жизни интеллигента-пролетария с его душевными смутами, об ужасе бес­смысленного прозябания людей «без роду-племени» («Привал», «Учитель», «Вести с родины»).

В1900-х гг. лирический стиль прозы Бунина меня­ется. Она приобретает, наряду с живописностью, более строгай характер, наполняется пессимистическим на­строем во взглядах на перспективы народной жизни.

Наибольшую известность писателю в этот пери­од принесли его суровые реалистические повести и рассказы, посвященные деревенскому быту («Дерев­ня», «Суходол», «Веселые дни», «Иоанн-рыдалец»). Вследствие близости к народу Бунин первым в русской литературе по-настоящему смог показать деревню и крестьянство. В отличие от других писате­лей, у него никогда не было комплекса отчужденности при общении с народом, он говорил с крестьянами, как с равными. Зная народ, он никогда не идеализи­ровал его, предпочитая показать горькую правду вме­сто сладкой лжи.

На протяжении своей долгой жизни Бунин объездил много стран, что помогло ему приобрести богатый материал для его путевых ^очерков («Храм солнца», «В Иудее», «Тень птицы») и рассказов («Бра­тья» и «Господин из Сан-Франциско»).

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» явился своеобразным откликом на Первую мировую войну, которую писатель сравнивает с начальными страни­цами Библии: «Земля была пуста и неустроена» — и определяет ее как «беспримерную катастрофу».

Уже первая фраза Господина (не имеющего соб­ственного имени) о выборе маршрута для увесели­тельного круиза обрисовывает состояние всего мира, она насыщена глубоким смыслом: «Карнавал он ду­мал провести в Нице, в Монте-Карло, куда в это вре­мя стекается самое элитное общество — то самое, от которого зависят все блага цивилизации... где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гон­кам, другие рулетке, третьи тому, что принято счи­тать флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей...». В этой фразе сосредоточено все: «философия» Госпо­дина, «антигуманность» цивилизации, образ прекрас­ной, но жестоко подавляемой природы.

С удивительной живописностью осуществил Бу­нин символизацию мотивов и деталей. Корабль на­зван «Атлантидой» (название — предвестник гибели), разные слои плывущих: блестящие салоны, обслуга, кочегары «адской» топки — модель неправового, ра­зобщенного мира. Чувство реальной катастрофы чи­тается в обычном будто бы описании.

Как всегда у Бунина, царству зла противопостав­лено царство прекрасного. Писатель не забывает о человеческих чувствах: тяготение дочери Господи­на к восточному вельможе суетно, но прекрасно то нежное, сложное чувство, что пробудила в ней встре­ча с принцем. Автором развенчано мертвое царство, которое мешает цветению и пробуждению человече­ской души.

Особый характер у Бунина носит и любовное чув­ство. Именно этому «святому» чувству писатель посвятил огромное количество рассказов. Такова и тематика рассказа «Солнечный удар», написанного в 1925 г. Здесь показано мимолетное, на первый взгляд, бурное чувство. Мы видим двух героев — его и ее, путешествующих по Волге. Ясный, солнечный день, зеркальная гладь вод, близость прелестной женщины ударили в голову герою, подобно солнечному удару. Он полюбил «прекрасную незнакомку», так легко­мысленно подчинившуюся внезапному чувству и так и не сказавшую ему своего имени. «Солнечный удар» — символ реалистичности бунинского чувства.

И. А. Бунин — один из крупнейших представи­телей русского критического реализма, тесно связан­ного с традициями классической литературы. Он во- шел в историю русской литературы как певец Роди­ны, нищих деревень, умирающих дворянских усадеб, великой русской природы и благородных и возвышен­ных проявлений души человеческой.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.