Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Бунина И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Книгу «Темные аллеи» принято называть «энциклопеди­ей любви». И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался по­казать отношения двоих с разных сторон, во всем многообра­зии проявлений. «Темные аллеи» — любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились раз­мышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же много­гранна, как сама любовь.

Название «Темные аллеи» взято Буниным из стихотворе­ния Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ «темных аллей» пришел оттуда, но в книге нет расска­за с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов.

Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: «Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней». Любовь — это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может посто­янно находиться на взлете. Он непременно начнет падать имен­но тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться!

В «Темных аллеях» мы не находим описания непреодоли­мого влечения двух людей, которое закончилось бы свадь­бой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои реши­ли связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жиз­ни. Часто такая катастрофа — смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в тече­ние долгих лет. Жить до старости и умереть в один день — для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.

Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульмина­ции, но она не знает падения. Никогда мы не встретим расска­за, в котором повествовалось бы о постепенном угасании стра­сти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.

Однако подобные роковые исходы нисколько не исклю­чают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверж­дали, что Бунин говорил о случаях из собственной жизни. Но он не соглашался с этим — ситуации полностью вымыш­лены. Характеры же героинь он нередко писал с реальных женщин.

Книга «Темные аллеи» — это целая галерея женских порт­ретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки. Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Ос­тается только удивляться таланту автора, который умел в нескольких словах представить нам столь разных женщин. Главное — все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России.

Женские образы играют в рассказах главную роль, мужс­кие — вспомогательны, второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их реакции на различные ситуации, их чувствам. Сами же герои рассказов отступают на задний план, в туман.

Рассказы поражают также огромным разнообразием от­тенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее («Таня»); скоротечные дачные увлечения («Зойка и Вале­рия»); краткий однодневный роман («Антигона», «Визит­ные карточки»); страсть, доводящая до самоубийства («Галя Ганская»); простодушная исповедь малолетней проститут­ки («Мадрид»). Словом, любовь во всевозможных прояв­лениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветле­ния или, наоборот, непреодолимым физическим влечени­ем без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа «Холодная осень», потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное — «ненужный сон».

Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Кра­соты. Никогда эти описания не опускаются до грубого нату­рализма. Писатель умеет найти слова, чтобы описать интим­нейшие человеческие отношения без всякой пошлости. Без сомнения, это дается лишь ценой великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании.

И. А. Бунин в цикле рассказов «Темные аллеи» сумел ото­бразить множество граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И объединяет все это разно­образие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть своего творчества, — Любовь.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.