Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Солженицына А. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Настоящий писатель — то же, что древний пророк». А. П. Чехов


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Памятник запытанным на следствии,

растрелянным в подвалах, умерщвлен­ным

на этапах и в лагерях создан.

Л. Чуковская

 

Общеизвестна истина: каждая эпоха творит сво­его героя, наиболее полно воплотившего ее пробле­мы, противоречия, чаяния. Немаловажная роль в этом принадлежит литературе. Великие мастера слова не только создавали своих литературных ге­роев, носителей духа времени, но и сами станови­лись властителями дум для многих поколений. По­этому мы говорим об эпохе А. Пушкина, Ф. Досто­евского, Л. Толстого, А. Блока.

XX век оказался чрезвычайно богатым на собы­тия, вождей, вершителей судеб. Где они, эти куми­ры миллионов, сейчас? Стремительное движение вре­мени вычеркнуло из памяти народной имена мно­гих, остались лишь некоторые, среди них — Алек­сандр Солженицын. Как много было предпринято усилий для того, чтобы заставить людей забыть это имя! Все напрасно. А. Солженицын навеки «пропи­сан» в истории России и ее великой литературы.

В наши дни литературоведы, политики, филосо­фы бьются над вопросом, кто такой Солженицын: писатель, публицист или общественный деятель? Я думаю, что Солженицын — это явление, пример гар­моничного единства таланта писателя, мудрости мыс­лителя и удивительного личного мужества патриота.

Но как из блестящего студента физико-математи­ческого факультета Ростовского университета, актив­ного комсомольца, вырос великий борец с тоталита­ризмом? Сам Солженицын выделил три вехи на пути своего гражданского становления: война, лагерь, рак.

Пройдя фронтовыми дорогами от Орла до Вос­точной Пруссии, Солженицын был арестован и по­лучил восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Едва освободившись, оказавшись на вечном поселе­нии, он заболевает и вынужден ехать в Ташкент, в онкологическую клинику. Но и здесь Солженицын оказался победителем. Именно в этот момент он осоз­нает свою дальнейшую судьбу: «Я не был убит на фронте, не подох в лагере, не умер от рака, чтобы иметь возможность написать о тех злодеяниях, ко­торые десятилетиями творились в нашей стране».

Лагерная тема присутствует практически в каж­дом произведении Солженицына. Однако его граж­данским и писательским подвигом стал «Архипе­лаг ГУЛАГ», имеющий следующее посвящение: «Всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался».

227 человек прислали Солженицыну свои воспо­минания о ГУЛАГе. От имени этих людей и еще многих других, живых и мертвых, писатель гово­рит о тех ужасах, которые позднее прикрывались вполне приличными словами «культ личности».

«Архипелаг ГУЛАГ», состоящий из семи частей, освещает все периоды жизни заключенных: арест, тюрьму, этап, лагерь, ссылку, освобождение и мно­гое другое, о чем мы, люди начала XXI века, даже не можем догадаться.

Но произведение сильно не только этим фактичес­ким материалом. Солженицын активно использует здесь образы христианской культуры. Муки заключен­ного, вздернутого на дыбе, сравниваются со страдани­ями Сына Божьего. А вот сам автор слышит, как в соседнем женском лагере плачет девочка, оставленная в наказание на сорокаградусном морозе. В бессилии помочь он клянется: «Этому огню и тебе, девушка, я обещаю: прочтет о том весь свет». И за этими словами возникают другие, сказанные Иисусом Христом Марии: «Сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

На помощь писателю приходит великая русская литература. Он вспоминает имена Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова. С именем Достоевско­го, писавшего о слезинке загубленного ребенка, в книгу входит тема «ГУЛАГ и дети». Оказывается, что в 1934 году в СССР был принят указ, согласно которому арестовывать и казнить можно граждан, достигших возраста двенадцати лет.

Вспоминая А. П. Чехова, Солженицын пишет: «Если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать-тридцать лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное след­ствие..., все герои пошли бы в сумасшедший дом».

В результате всего этого в книге создается страш­ный образ Зла, противостоять которому можно, толь­ко сохранив чистоту души и нравственные принци­пы, а сам автор выступает в роли пророка, «глаго­лом» жгущего наши сердца.

И позднее, в 70-е годы, Солженицын ни на мину­ту не забудет об этой высокой роли. Результатом его борьбы со Злом станет высылка. Но и там, в далеком Вермонте, он ощущал кровную связь с Россией.

В 1994 году Солженицын вернулся на родину. Он мечтал быть полезным своему народу. Как жаль, что мы не сумели услышать и понять его, этого ве­ликого писателя и верного сына России!

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.