Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Солженицына А. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Национальный характер в произведениях А. Солженицына


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблаче­ние тоталитарной системы, доказательство невозможности существова­ния в ней человека.

Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ со­храняет силу духа и нравственные идеалы - в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются траги­ческие мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа.

Народные характеры показаны писателем в рассказах «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» в образах старухи Матрены и заклю­ченного Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у Солженицы­на гораздо шире этих двух образов и включает в себя черты не только «простого человека», а и представителей других слоев общества. Но имен­но в этих двух образах автор показал то, что создает истинную мощь России, на чем держится Русь. Хотя герои Солженицына пережили много обманов, разочарований в жизни, - и Матрена, и Иван Денисович сохра­няют удивительную цельность, силу и простоту характеров. Своим суще­ствованием они как бы говорят, что Россия есть, есть надежда на возрож­дение.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» - это не только описание од­ного дня нашей истории, но и повесть о сопротивлении человеческого духа насилию. Иван Денисович в этом страшном, перевернутом мире сохраняет человеческое достоинство. При этом лагерь Солженицына — это не просто реальный лагерь, а символ воплощения зла, ненависти, насилия. Условие выживания - сопротивление лагерному порядку. И весь сюжет повести -рассказ о сопротивлении живого неживому, человека - лагерю. Иван Дени­сович стремится не просто к физическому выживанию, а к выживанию духовному через все искушения лагеря. Шухов не один: с ним в этой борьбе побеждают кавторанг, каторжанин Х-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, бригадир Тюрин. Они не из тех, кто «подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

Лагерь на каждом шагу угнетает человека, делает бессмысленным любое человеческое действие. Этот мир не сочетается с любой разумной работой. Поэтому большинство заключенных относится к работе так: «для людей делаешь - качество дай, для начальника делаешь - дай пока­зуху». В Шухове же сохраняется народный дух трудолюбия. Не может крестьянский сын, как и все поколения его предков, работать спустя рука­ва. В его работе - противостояние лагерю. Тем, что Иван Денисович и отчасти вся бригада Тюрина работают на совесть, умело и споро, они сопротивляются несвободе лагеря. «Так устроен Шухов по-дурацкому, и за восемь лет лагеря никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не сгинули». Бригадир, смеясь, говорит Шухо­ву, обращая внимание на его упорное желание закончить работу уже пос­ле съема: «Без тебя же тюрьма плакать будет!»

Есть у Ивана Денисовича еще одна характерная национальная чер­та - отстаивание своей внутренней свободы. Он старается как можно мень­ше внутренне зависеть от режима лагеря, хоть несколько минут принад­лежать себе. «Не подставляться» лагерю нигде - в этом тактика сопро­тивления Ивана Денисовича. «Миг — наш! Пока начальство разберется...» — принцип Шухова. Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на «шмоне» «кусок ножовочного полотна» - это его заработок, хлеб.

Иван Денисович прост, открыт, естествен, совестлив, привык «все брать на себя». Он «никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился». Шухов живет по принципу никого не утруждать, рассчиты­вать только на себя. Он «понимает жизнь и на чужое добро брюха не распяливает». Это внутренняя сущность русского крестьянина - челове­ка глубинной народной породы. В повести мы видим, как говорит, думает, действует простой русский крестьянин Шухов. Лагерь показывает нам расточительство народных сил: у Шухова «восьмилетняя катушка на размотье», бригадир Тюрин, крестьянский сын, уже девятнадцать лет си­дит, а «Кильдигсу двадцать пять дали». При этом «времени-то не бывает подумать: как сел? да как выйдешь?» Все заключенные вырваны из самой глубины русской народной жизни. Абсурдному духу лагеря может проти­востоять только здоровый народный инстинкт самосохранения, врожден­ная нравственность.

У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря. Охранники, русские люди, заняты бессмысленной работой.

Завершается повесть спором Ивана Денисовича с Алешкой-баптис­том. Алешка находит утешение в Боге. У Шухова же нет этого утеше­ния: он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности. Земной человек, крестьянин Шухов, не может с этим согласиться.

В поисках народного характера Солженицын заглядывает в «самую нутряную Россию» и находит характер, превосходно сохраняющий себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности - Матрену Василь­евну Григорьеву («Матренин двор»).

На долю старухи Матрены выпало «много обид, много несправедливо­стей». Но она, подобно Шухову, не обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с «лучезарной улыбкой», доброжела­тельно, с «теплым мурчанием».

Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены — она была «в ладах с совестью своей». Об этом образе Солженицын пишет: «Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности? Каж­дый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это -праведники...»

Как и Шухов, Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает ее от антигуманного мира. Ока несет «просветле­ние», возвращает «доброе расположение духа». Даже в моменты физичес­кой слабости «дела звали» Матрену «к жизни». Так и жила она: «зимой салазки на себе, летом вязанки на себе».

По Солженицыну, народномухарактеру свойственны независимость, от­крытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим, бескорыстность. Матрена «не могла отказать» и даже «покидала свой черед дел». При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве (а именно так всегда и было). Матрена искренне радовалась за людей.

Она не была при этом аскетом - просто прекрасно понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ (даже элементарных). Мат­рена «не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и по­том беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами». Все это Матрена считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понима­ющие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матре­ны. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде - гибель в погоне за материальными благами, за заработком.

Заслуга А. Солженицына в изображении народно-национального ха­рактера состоит в том, что он спустил с героических высот схематический образ простого человека. Он показал, что мощь России создает не чело­век-монумент, а миллионы скромных Иванов Денисовичей. Россия, по Со­лженицыну, будет стоять, пока стоит «...посреди неба» изба праведницы Матрены.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.