Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Салтыкова-Щедрина М. Е.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман «История одного города» является вершиной его художественного творчества.

Несмотря на название, за образом города Глупоза скры­вается целая страна, а именно — Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин отражает наиболее ужасные, тре­бовавшие повышенного общественного внимания стороны жизни русского общества. Главной идеей произведения яв­ляется недопустимость самовластия. И именно это объеди­няет главы произведения, которые могли бы стать отдель­ными рассказами.

Щедрин рассказывает нам историю города Глупова, что происходило в нем на протяжении примерно ста лет. При­чем акцентирует внимание на градоначальниках, так как именно они выражали пороки городского управления. За­ранее, еще до начала основной части произведения, приводится «опись» градоначальников. Слово «опись» обычно относят к вещам, поэтому Щедрин применяет его намеренно, как бы подчеркивая неодушевленность градо­начальников, которые в каждой главе являются ключевы­ми образами.

Сатирические средства, используемые автором хроники, разнообразны. В совокупности образы всех градоначальни­ков создают единый образ самодержавного правителя.

Суть каждого из градоначальников можно представить даже после простого описания внешности. Например, упор­ство и жестокость Угрюм-Бурчеева выражаются в его «де­ревянном лице, очевидно, никогда не освещавшемся улыб­кой». Более миролюбивый Прыщ, напротив, «румян, имел алые и сочные губы», «походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый».

Образы формируются в воображении читателя при по­мощи таких художественных приемов, как гипербола, ме­тафора, аллегория и др. Даже факты реальной действитель­ности обретают фантастические черты. Щедрин намеренно пользуется таким приемом, чтобы усилить ощущение не­зримой связи с истинным положением дел в крепостничес­кой России.

Произведение написано в форме летописей. Некоторые части, которые, по замыслу автора, считаются найденны­ми документами, написаны тяжеловесным канцелярским языком, а в обращении летописца к читателю присутству­ют и просторечия, и пословицы, и поговорки. Усиливают комичность путаница в датах и часто допускаемые лето­писцем анахронизмы и аллюзии (например, ссылки на Гер­цена и Огарева).

Наиболее полно Щедрин представляет нам градоначаль­ника Угрюм-Бурчеева. Здесь имеет место прозрачная ана­логия с реальностью: фамилия градоначальника похожа по звучанию на фамилию известного реформатора Аракчеева. В описании Угрюм-Бурчеева меньше комического, а боль­ше мистического, ужасающего. Пользуясь сатирическими средствами, Щедрин наделил его большим количество са­мых «ярких» пороков. И не случайно именно на описании правления этого градоначальника заканчивается повествова­ние. По словам Щедрина, «история прекратила течение свое».

Роман «История одного города» — безусловно, выдаю­щееся произведение, оно написано красочным, гротескным языком и в образной форме обличает бюрократическое го­сударство. «История» до сих пор не утратила актуальнос­ти, потому что мы, к сожалению, пока еще встречаемся с людьми, подобными глуповским градоначальникам.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.