Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (наст. фамилия Салтыков, псевд. «Н. Щедрин») (1826-1889). Выдающийся рус. писатель-сатирик и поэт, классик отечественной лит-ры. Род. в с.Спас-Угол (Калязинского уезда Тверской губ.), учился в моск. Дворянском ин-те, окончил Царскосельский лицей. В молодости был близок к кружку М. Петрашевского, был арестован, допрошен и выслан в Вятку; впоследствии служил гос. чиновником, вице-губернатором Рязани (1858-60), Твери (1860-62); в 1862 г. вышел в отставку; на короткий срок вернулся к гос. деятельности и окончательно отошел от нее в 1868 г. Печатался с 1841 г., тесно сотрудничал с журналами прогрессивного демократического направления, редактировал (после смерти Н. А. Некрасова) «Отечественные записки». Обычно безоговорочно причисляемый к строго реалистическому направлению (в к-ром действительно выдержаны мн. его знаменитые произв.), С. вместе с тем охотно прибегал к гиперболическим приемам письма, фантаст. преображению действительности. Фантаст. гротеск неоднократно взрывает будничное течение событий в казавшемся дотоле чисто реалистическим и вполне правдоподобным повествовании цикл р-зов «Помпадуры и помпадурши» (1873), сон героя в «Дневнике провинциала в Петербурге» (1872; 1873), ряд эпизодов в повести «Современная идиллия» (1877-83; 1883) и др. Однако в полной мере талант С. фантаста раскрылся в самом значительном произв. писателя романе «История одного города» (1869-70; 1870). Здесь зло и горестно утрируются, расцвечиваются самыми необычными красками и подробностями не столько даже события былой истории, сколько, по саркастическому выражению автора, вообще «те характеристические черты рус. жизни, которые делают ее не вполне удобною»; а образ градоначальника Угрюм-Бурчеева («разрушил старый город и построил др. на нов. месте», мечтал о создании «собственного моря» и о грядущем «великом изобилии звонкой монеты, которую... глуповцы презирают и бросают в навоз») представляет собой грозное и дальновидное предупреждение насчет тоталитаризма, предваряющее антиутопии 20 в. В целом влияние романа на развитие сов. сатирической НФ трудно переоценить.
|