Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Салтыкова-Щедрина М. Е.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Порок под личиной добродетели (По роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Когда пытаешься охватить мысленным взором все бес­конечное количество сатирических персонажей, встающих перед нами со страниц сочинений М. Е. Щедрина, то пона­чалу даже теряешься: такое их множество и столь они разнообразны. Один из самых известных сатирических пер­сонажей Щедрина — Иудушка Головлев, главный герой романа "Господа Головлевы".

Чем же привлек всеобщее внимание Порфирий Владими­рович Головлев — благообразный человек с мягкими, вкрад­чивыми манерами и елейно-ласковой речью? Что представля­ет собой этот сатирический образ, сразу же после опубликова­ния романа признанный классическим?

В первой же главе романа мы сталкиваемся с характе­ристикой Порфирия Владимировича Головлева: "Порфирий Владимирович, — пишет Щедрин, — известен был в семей­стве под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. С младенческих лет любил он прилас­каться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать. Неслышно отво­рит, бывает, дверь маменькиной комнаты, неслышно прокра­дется в уголок, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с маменьки, покуда она пишет или возится со счетами. Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям. И тогда этот пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадоч­ным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает: яд или сыновнюю почтительность". Прозвища эти сразу же вскрывают сущность героя. Порфирий не был Иудой, а именно Иудушкой. Он был лишен того размаха, который отличал мрачную фигуру, запечатленную в Еванге­лии. Иудушка ни одного крупного проступка за всю жизнь не совершил.

Предательство — неотъемлемое свойство его личности. Он предает всех и всегда. Но и личность, и поступки его до такой степени мелки, будничны, повседневны, что вызывают не столько негодование, сколько чувство брезгливости и омерзе­ния. Иудушка — ханжа, лицемер, пакостник и пустослов. Иудушка — продукт материализации гнилых испарений го-ловлевского гнезда. Прослужив более тридцати лет в депар­таменте, он в совершенстве овладел формальной, показушной деловитостью, которая так ценится начальством. Иудушка дослужился до генеральского чина.

Выйдя в отставку и поселившись в Голов леве, он пол­ностью предался бесконтрольной праздности, имевшей "все внешние формы усидчивого, непосильного труда". Было что-то паучье в ухватках Иудушки, в способах нападения на жертву. Иудушка, наметив очередную жертву, начинает кружить вокруг нее и усыплять ее бдительность клейкой патокой словесного гноя. Поэтому в речи Иудушки преоб­ладают уменьшительные, ласкательные суффиксы, пришепе­тывающие словесные обороты. Он почти никогда не гово­рит: бог, мужик, масло, хлеб. В его устах слова постоянно обретают елейно-сюсюкающий вид: боженька, мужичок, маслице, хлебец.

Выступая в роли кровопивушки, он обставляет свои дей ствия злейшего ростовщика так, чтобы по форме они вы­глядели актом христианского благодеяния. Так он посту­пает всегда. Ему нужды нет, что в святость его поступков никто не верит. Для него важно, чтобы по форме все обстояло как положено. Иудушка ограбил собственную мать и выгнал ее из дома, но проделал все это, соблюдая види­мость самой преданной сыновней почтительности. В жизни Иудушка — актер. Он постоянно играет в инсценированной им комедии роль, и притом всегда самую подлую. Иудушка религиозен, но и с Богом он лицемерит, охотно участвуя в разыгрывании обрядовой стороны религии. Он знает массу расхожих афоризмов, затертых прописных истин, которыми отгораживается от необходимости принимать неугодные ему решения.

В Головлево неожиданно приезжает Петенька, молодой офицер, единственный оставшийся в живых сын Иудушки. Отец заранее решает: если сын приехал за деньгами, отка­зать. Он репетирует сцену предстоящего разговора, подбирает афоризмы, от которых, как от непробиваемой брони, отскаки­вают все резоны. Не получив от отца помощи, Петенька поги­бает. Когда при аналогичных обстоятельствах застрелился старший его сын, Володя, Иудушка отслужил по нему пани­хиду. Так же он поступил и на этот раз. Ни раскаяния, ни угрызений совести: он поступил по закону. Иудушка любит ссылаться на законы. Закон, как и Бог, который не сходит с его языка, — его нравственная опора, точнее, основа его без­нравственной философии.

Конец Иудушки закономерен. Он, всю жизнь чтивший цер­ковную обрядность, умирает без покаяния. В глухую ночь отправился Порфирий проститься с могилой матери, а утром нашли у дороги засыпанный мокрым снегом окоченевший труп. Оказалось, что совесть у Иудушки не начисто отсут­ствовала, а только была загнана и позабыта. Но было уже поздно. Слишком долго он грешил, чтобы можно было что-то изменить и исправить. Этим завершающим штрихом, сви­детельствующим о способности автора проникать в самые потаенные глубины человеческой психологии, Салтыков-Щед­рин подвел итог мрачной и запутанной истории деградации личности в буржуазном мире.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.