Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Салтыкова-Щедрина М. Е.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сказки Салтыкова-Щедрина — вид сатиры


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сатиры смелый властелин.

А. Пушкин

 

Салтыков-Щедрин — один из своеобразнейших писа­телей русской литературы. Его творчество направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха.

Взявшись за социальное обличение, он очень талан­тливо и вертуозно это делал. Выбрав форму сказок, пи­сатель наполняет традиционную народную форму но­вым содержанием. Салтыков-Щедрин прекрасно владе­ет эзоповым языком, в иносказательной форме которо­го заключена многозначность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность изоб­ражаемой ситуации. «Департамент расхищений и раз­дач», «гневное движение истории» — эти выражения не придуманы автором, а рождены самой эпохой, ее про­изволом и царящими в России беспорядками.

Сатира Салтыкова-Щедрина — это грозный и караю­щий смех за те страдания и несчастья, которые царству­ют вокруг. «Сказки для детей изрядного возраста» — это ответ писателя-патриота на окружающую несправедли­вость, это его форма борьбы с нею.

В «Сказках» традиционно заложено поучение чита­телю. Действующие лица — животные, но вот удивитель­но, звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают газеты и журналы, птицы служат в учреждениях, платят налоги и учатся в кадетских корпусах. Все это только подтвер­ждает своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина. С мельчайшими подробностями писатель изображает жизнь животных, давая нам понять, что передает насущ­ные проблемы России 80-х годов XIX века. Голос автора звучит очень четко, и легко проследить, как писатель относится к изображаемому. В «Повести о том, как один "мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин клеймит ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам ужа­сающую картину, как голодные генералы готовы съесть друг друга, не умея достать пищу в кишащих рыбой ру­чьях, в лесу, полном фруктов. Они не знают элементар­ного: верят, что булки растут на деревьях в том виде, в каком их подают к столу. Но вот что генералы прекрас­но знают и умеют, так это эксплуатировать народ. Что­бы не погибнуть на острове, они отыскивают «лежебо­ку мужика», который впоследствии все для них сдела­ет: и пищу приготовит, и с острова вывезет домой, и платы не потребует. Но сатира писателя направлена здесь не только против генералов-эксплуататоров, но и против мужика, который покорно несет свой крест. Писатель восхищается умелым мужиком, который «суп в пригоршнях варит, силки плетет...», но и верев­ку, которой его связывают генералы, он тоже изгото­вил.

Кормя генералов яблоками, мужик выбирает для них спелые да румяные, а себе — кислые да гнилые. Почему, откуда такая приниженность и покорность судьбе? Пи­сатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом «вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не поднимающихся на социальный протест, довольствующихся малым.

В сказке «Самоотверженный заяц» похожая ситуа­ция. Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охо­та его съесть. «Добрый» волк отпускает зайца домой, проведать невесту, но с обязательным условием вернуть­ся. И заяц возвращается, покорно ждет своего часа.

В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин в аллегоричной форме высмеивает трусливого интелли­гента, боящегося любых перемен, происходящих в жиз­ни. Он старается прожить так, «...чтобы никто не заме­тил». Всю жизнь пескарь и не жил фактически, а при­шла неминуемая смерть, и понял он всю абсурдность своего существования, а не жизни.

Но не только обличает действительность в своих произведениях Салтыков-Щедрин. В сказке «Коняга» он размышляет о судьбах крестьянства. «Коняга» не живет и не умирает». Как бы клеймо бесконечности стоит на его труде, как и на всем существовании крестьян.

Удивительная актуальность произведений Салтыко­ва-Щедрина порой пугает. Благодаря своему таланту, необыкновенной прозорливости и любви к России, он смог создать произведения, которые были интересны не только его современникам, но и нам, его потомкам. Его «Сказки» зазвучали по-новому, зовя нас на борьбу с пошлостью и меркантилизмом, трусостью и равнодуши­ем. Не об этом ли мечтал автор, создавая их?

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.