Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Салтыкова-Щедрина М. Е.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Использование жанров народного творчества было харак­терной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих сатирических циклов сказку, самый, пожалуй, любимый народом жанр. Оружием М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда была сатира. На завершаю­щем этапе своего творчества, в период с 1883 по 1886 год, он решает подвести итог своим размышлениям о российской действительности. В ту пору из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческо­го аппарата. И все же с помощью сказок «для детей изрядно­го возраста» Салтыков-Щедрин смог донести до людей рез­кую критику существующего порядка. Цензура пропустила сказки великого сатирика, не сумев понять их назначения, обличающую силу, вызов существующему порядку.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Многие исследователи от­мечали, что элементы традиции в них тщательно переработа­ны, а потому, вобрав в себя элементы сказки народной и ли­тературной, они стали оригинальнейшим произведением, в котором воплотилось мастерское владение сатирическими приемами, характерное для всего творчества писателя.

Для написания сказок автор использовал такие литера­турные приемы, как гротеск, гипербола, антитеза. Немалова­жен был и эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истин­ный смысл написанного, писатель был вынужден использо­вать самые разнообразные приемы.

Постараемся рассмотреть особенности жанра сказки писа­теля на примере нескольких его произведений. В «Диком по­мещике» автор показывает, до чего может опуститься бога­тый барин, оказавшийся без слуг. В этой сказке применена гипербола. Кажущийся сначала культурным человек, поме­щик, превращается в дикое животное, питающееся мухомора­ми. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автором использованы и гипербола и гротеск. Читатель видит безропотность мужика, его покорность, бес­прекословное подчинение двум генералам. Он даже сам при­вязывает себя на цепь, что лишний раз указывает на закабаленность русского мужика. Аллегорична сказка «Премудрый пескарь». Мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. «Премудрый пескарь» постоянно сидит взаперти, пуга­ясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить, по­знакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скучную. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: «Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? — Жил — дрожал и умирал — дрожал». Так и обыватель в какой-то момент осознает, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.

М. Е. Салтыков-Щедрин постоянно стремится к совер­шенствованию своей иносказательной манеры, старается сде­лать произведения максимально доступными читателю. А потому часто прибегает к тем художественным приемам, ко­торые характерны для народных сказок. У него можно встретить традиционные сказочные зачины, такие, как «Жил-был...», характерные присказки, например «по щучье­му веленью, по моему хотенью». Характерна и стилистика образов. Хозяева жизни у М. Е. Салтыкова-Щедрина пред­ставлены в образах хищников: медведей, орлов, волков.

Можно ничего не добавлять — отношение автора к этим пер­сонажам понятно. Однако в том, что касается выбора сравне­ний с животными, писатель опирается и на традицию рус­ской басни. Скрытое социальное значение образа может быть подчеркнуто, усилено непосредственным намеком автора: го­воря о том, как Топтыгин съедает чижика, писатель уточня­ет: «...все равно, как если б кто крохотного гимназистика до самоубийства довел». Действующие в сказках животные не­редко оказываются прочно вписаны в реальную российскую жизнь. К примеру, зайцы у М. Е. Салтыкова-Щедрина изу­чают статистические таблицы, изданные министерством внутренних дел. В самом тоне повествования сквозит глубо­чайшая авторская ирония, которая не щадит ни угнетателей, ни их жертв. Вспомним хотя бы мужика, который «самым нахальным образом уклонялся от работы», но, когда потре­бовалось, сам свил для себя веревку.

М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского че­ловека. Он видит его бесправие, но может лишь удивляться вековому терпению. Он сочувствует интеллигенции, но пони­мает, что она далека от истинных путей борьбы. Он высмеива­ет обывателя, с гневом говорит о чиновниках. Фантастика и реальность в его произведениях тесно связаны, но в целом цикл «Сказки» дает нам полную и точную картину современ­ной писателю действительности. Но не простое описание считал своей задачей автор. Истинная его цель — найти путь к сердцам читателей, заставить их задуматься о том, что проис­ходит вокруг и, быть может, найти в книге ответы на многие вопросы, которые ставила жизнь. И мне кажется, что для таких целей жанр сказки подходит лучше многих других.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.