Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Салтыкова-Щедрина М. Е.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Основные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, не­много изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (ху­дожественный прием преувеличения) и удивительное искусст­во эзопова языка. Эзопов язык — аллегорический, иносказа­тельный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он ис­пользуется писателями, лишенными возможности высказы­вать мысли прямо.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сати­рические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остро­сатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин в 1869-м, а также в 1880—1886-х годах. Среди огромного наследия Щед­рина они пользуются едва ли не наибольшей популярностью.

В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), здесь и народ, мо­гучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).

Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Ос­вещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель на­родных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народно­му творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольк­лорных произведений революционным содержанием. Он созда­вал свои образы на основе народных сказок о животных: тру­сливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом мед­веде.

Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изобра­жаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифро­вать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболи­зировать в своих персонажах самое характерное. Образы лес­ных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе «мелкие, срамные» злодеяния или «крупные кровопролития», как нель­зя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типогра­фию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его «уважили мужики», «посадив на рогатину». Его деятельность оказалась бессмысленной, ненуж­ной. Даже Осел говорит: «Главное в нашем ремесле — это: laissez passer , laisses faire (позволять, не мешать). И сам Топ­тыгин спрашивает: «Я даже не понимаю, зачем воевод посы­лают! »

Сказка «Дикий помещик» — произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации му­жика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.

Но всмотримся внимательно в комическую и нелепую фи­гуру «дикого помещика». Жизнь за счет народного труда пре­вратила его в паразита. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы «понежить свое тело, белое, рыхлое, рассыпча­тое». Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, не­навидит, не может выносить «холопьего духу». Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. Помещик даже очень обрадовался этому. Но вот что существенно: с исчезно­вением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя: «...вце­пится в свою добычу, разорвет... ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». Одновременно с помещиком страдает и уездный город: прекратился подвоз про­дуктов из имения («У нас на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя»), некому платить подати. Даже защитить помещика от медведя некому. Это свидетельствует об убежден­ности сатирика в том, что народ — созидатель основных ма­териальных и духовных ценностей, он — опора государства, его поилец и кормилец.

Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его «рою» трудолюбивых пчел, живущих бес­сознательной стадной жизнью. «...Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья».

Несколько иную социальную группу населения России ри­сует сатирик в сказке «Премудрый пискарь». Перед нами пред­стает образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Щедрин исследует в этой сказке вопрос о смысле и назначении жизни человека.

Обыватель-«пискарь» считает основным смыслом жизни лозунг: «Выжить и щуке в хайло не попасть». Ему всегда казалось, что он живет правильно, по наказу его отца: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба». Но вот пришла смерть. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, за­щитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспом­нит?» На все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто. «Он жил и дрожал — только и всего». Смысл щедрин­ской аллегории, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого, трусливого человека, заключается в словах: «Неправильно по­лагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари». Таким образом, «пискарь» — это оп­ределение человека, художественная метафора, метко харак­теризующая обывателей.

Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и худо­жественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-преж­нему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.

Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно ус­лышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. 'Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.