Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Салтыкова-Щедрина М. Е.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы (по произведениям Салтыкова-Щедрина)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



...В сатире действительность как некое

несовершенство противопоставляется

идеалу как высшей реальности.

Ф. Шиллер

 

Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель рус­ской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального об­личения.

Родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, Михаил Евграфович тем не менее выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать самодержавному строю соринку в государственном оке. Он очень умно и ловко это проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в критике влас­ти. Что же помогало произведениям Салтыкова-Щедри­на пройти жесточайщую цензуру? Прежде всего, это стиль его письма. Надо обладать большим талантом, чтобы писать эзоповым языком, придающим многознач­ность произведению, герою, ситуации. «Департамент расхищений и раздач», «Департамент государственных умопомрачений», «гневные движения истории» — эти выражения рождены самой эпохой и произволом, ца­рящим в России. Ничего, кроме саркастической усмеш­ки, они вызвать не могут.

Смех Салтыкова-Щедрина — это смех сквозь слезы, горе и страдания. Ярким примером тому являются «Сказки для детей изрядного возраста». Они написаны в русских народных традициях: действующие лица — жи­вотные, проблемы у них небывалые, и, наконец, в каж­дом произведении заложено поучение читателю. Но вот удивительно, звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают журналы, современные Михаилу Евграфовичу, птицы служат в государственных учреждениях, платят налоги, учатся в кадетских корпусах. Эти несоответствия тра­дициям являются подтверждением своеобразия цикла «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Мельчайшие детали в описании поведения зверей, их образа жизни дают нам понять, что «Сказки» эти написаны о насущных пробле­мах России середины восьмидесятых годов девятнадцатого века. Но страшно становится, когда осознаешь, как созвучны они нашему времени, спустя сто лет! В «Сказ­ках» четко прослеживается отношение автора к тому, что происходит в стране. Его сатира направлена против произвола власти и покорности простого обывателя.

В сказке «Премудрый пескарь» автор в аллегоричной форме высмеивает пугливого интеллигента, боящегося перемен, происходящих в обществе, и потому стремя­щегося прожить так, «...чтобы никто не заметил». «Са­моотверженный заяц» напоминает нам законопослуш­ного гражданина, не оказывающего сопротивления ве­роломству верховной власти.

Но не во всех «Сказках» Салтыков-Щедрин только обличает. Так, в «Коняге» автор задается вопросом о будущем крестьянства. «Самая жизнь Коняги запечатле­на клеймом бесконечности. Он не живет и не умирает». Проблема эта рассматривается художником и в «Повес­ти о том, как один мужик двух генералов прокормил». Произведение это является изобличающим власть иму­щих в беспомощности: «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение... — А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — если бы нам найти мужика?.. Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!»

В мужике Салтыков-Щедрин видит единственную силу, способную действовать. Но на работника тут же находятся два генерала, от которых проку, как от дыря­вых ведер. Герой, у которого были все возможности скрыться от своих эксплуататоров, что удивительно, не предпринимает никаких действий в свое спасение. Эта бессловесная рабская покорность вызывает гнев писа­теля. Нередко для иллюстрации чрезвычайной мерзос­ти ситуации Салтыков-Щедрин использует гротеск. Особенно часто он прибегает к этому художественному приему в повести «История одного города». Краткие характеристики градоначальников — «отцов» города — изобилуют фантастикой и сарказмом. Так, некий город- ничий имел в голове механизм наподобие часов, за что и был прозван «органчиком»; другой же был так охоч до женского пола, что за время своей службы увеличил число жителей города вдвое. Эти строки приводят в ужас читателей, внушают им ненависть к любой власти. Салтыков-Щедрин — настоящий мастер слова, кото­рый использует богатство и образность языка для дос­тижения цели: разбудить мысль и чувства покорного русского человека.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.