Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Маяковского В. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Современна ли сатира В. В. Маяковского?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества В. Маяковского? Труд­но разобраться в своем времени, а что говорить о прошлом. У каждого времени своя правда. Какое оно, время Владимира Маяковского? Удивительное время. Время трагедий, разъ­единивших отцов и детей, время фантастических прогнозов, святой и наивной веры в человеческое братство, мир во всем мире: «Хоть раз бы увидеть, что вот, спокойный, живет че­ловек...» Мне кажется, мы имеем право рассматривать лишь стержневые вопросы творчества В. Маяковского, опуская те его просчеты, заблуждения, которые породило его время, о которых мы не можем судить, так как это уже история.

У Владимира Высоцкого есть такие слова: «... добро всег­да остается добром, в прошлом, будущем и настоящем». Для человека во все века непреложные истины добра, справедли­вости, честности были ориентиром в жизни и верой в саму жизнь. И Маяковского тоже можно считать человеком, по­святившим свое творчество служению идеалам, но идеалам своего времени. В первых строках поэмы «150 000 000» В. Маяковский скажет:

 

В диком разгроме;

старое смыв,

новый разгремим

по миру миф.

 

Как по-новому сейчас читаются эти строки! Пророчество­вав одно, он, сам того не зная, предсказал другое. Мы дейст­вительно создали лишь новый миф.

 

Гром разодрал побережий уши,

и брызги взметнулись земель за

тридевять,

когда Иван, шаги обрушив,

пошел грозою вселенную

выдавить.

 

Вот так и получается, что, рассказывая о себе, он расска­зал и о нас, правда, смысл эти слова в конце века приобрели другой. Невозможно «рай» будущего возвести на «трупе» прошедшего. Интересно читать сейчас заключительную главу этой поэмы про «Октябрьскую революции сотую годов­щину». Не получилось всемирного торжества по этому пово­ду. В первоначальном варианте эта поэма была названа «Бы­лина об Иване». Она действительно сегодня читается как фантастическая сказка, но уже о прошлом.

Но действительно ли все в творчестве В. В. Маяковского ушло в прошлое? Нет, его сатира, на мой взгляд, удивительно злободневна и в наши дни. Видимо, поэт увидел те черные сто­роны нашей жизни, которые наиболее трудно истребить, и поднял те вопросы, которые остаются актуальными в бытовой жизни людей и в политике государства. В это действительно веришь, когда читаешь такой его плакат из РОСТА:

 

Только уголь даст хлеб.

Только уголь даст одежду.

Только уголь даст тепло.

А угля добываем все меньше и меньше.

Как выйти из этого положения?

Делайте предложения!

 

Не сегодняшний ли это день? Разница лишь в том, что плакаты теперь никто не читает, впрочем, как и самого В. В. Маяковского. Победа революции внушила неоправдан­ный оптимизм насчет дальнейших побед. Но человечество без проблем никогда, наверное, не останется. Безработица, низкий уровень жизни, низкая заработная плата, плохие жилищные условия, бюрократические извращения в органах власти, хотя уже и не советской, — вот вопросы, которые ре­шаются и по сей день, а вернее всего, не решаются. И нечего нам сейчас добавить к его фразе: «Дрянь пока что мало поре­дела». Что еще? «Спросили раз меня: «Вы любите НЭП?» — «Люблю, — ответил я, — когда он нелеп». Не о новых ли это предпринимателях! А вот мудрое политическое пророчество Маяковского-экономиста:

 

На арену!

С купцами сражаться иди!

Надо счетами бить учиться.

Пусть «всерьез и надолго»,

но там

впереди

может новый Октябрь случиться.

 

Читай — август. А «Прозаседавшиеся»? А «Бюрократиа-да»? Для сокращения штатов избирается «тройка», тройка «выделяет комиссию и подкомиссию», комиссия расширяет штат «сверхштатной сотней», вопрос обсуждают на пленуме, слушают, постановляют... Разница только в том, что теперь мы благодаря телевидению всей страной заседаем.

 

Бумага взад.

Бумага вперед.

По проторенному другими следу

через замзава проплыла к преду.

Пред в коллегию внес вопрос...

 

Гротеск «Прозаседавшихся» убийственный, обнажающий абсурдность поведения людей, убивающих все время и энер­гию на бесконечные пустые заседания, например, на заседа­ние по поводу «Покупки склянки чернил Губкооперати-вом». Разве мало в нашей жизни аналогичных пустопорож­них заседаний? Декреты, постановления, заседания, а «воз и ныне там»:

 

О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех

заседаний.

 

Бюрократия во все времена умела быстро менять свое лицо, надевать новую маску, иными словами, приспосабли­ваться:

 

Рой чиновников с недели на день

аннулирует

октябрьский гром и лом,

и у многих даже

проступают сзади

пуговицы

дофевральские с орлом.

 

Наш сегодняшний «Хулиган» все тот же:

 

Смотрит — кому бы заехать в ухо?

Что башка не придумает дурья?!

Бомба из безобразий и ухарств,

дурости, пива и бескультурья.

 

Слова Маяковского из «Барышни и хулигана» надо сде­лать сегодняшним лозунгом:

 

Пора топором закона

отсечь гнилые дела и речь!

 

В «Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» поэт опять прав:

 

Что бабе масштаб грандиозный наш?!

Бабе грязью обдало рыло,

и баба,

взбираясь с этажа на этаж,

сверху

и меня,

и власти крыла.

 

Действительно, «почему это о грязи на Мясницкой вопрос никто не решает в общемясницком масштабе?!». Резолюцию В. Маяковского из стихотворения «Бюрократиада» можно считать резолюцией наших дней:

 

По-моему,

это

— с другого бочка —

знаменитая сказка про белого бычка.

 

Все так же живут среди нас гениально высмеянные В. Маяковским мещане, которые по-прежнему умеют маски­роваться по моде нового времени. А все потому, что, как точно заметил поэт, мещане — это не сословие, а нравствен­ная категория. Поэт, правда, надеялся, что новое время ис­коренит в людях такие пороки, как ханжество, трусость, злословие. Но, видимо, эти черты присущи людям во все вре­мена.

Стихотворения Владимира Маяковского были чрезвы­чайно ценны для своего времени не только злободневнос­тью, но и призывом к активной борьбе со всеми теми недо­статками, которые остались стране в наследство от старины. Сатира поэта была деятельным участием Маяковского в жизни страны. И мне кажется, что нам сейчас очень не хватает такого талантливого поэта, который решился бы на подвиг выполнять столь трудную работу. Но раз его нет — может быть, вернемся к изучению творчества Владимира Маяковского?

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.