Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930). Видный рус. сов. поэт и драматург, долгие годы директивно считавшийся «лучшим, талантливейшим поэтом нашей сов. эпохи» (И. В. Сталин); несмотря на наметившийся в последние годы пересмотр места М. в отечественной лит-ре, он остается одним из ведущих сов. поэтов 1-ой пол. 20 в. Род. в с. Багдади близ Кутаиса (ныне Кутаиси, Грузия), во время учебы в местной гимназии принимал участие в гимназической забастовке, в 1906 г. продолжил учебу в Москве, куда переехал после смерти отца; сблизился с большевиками (чл. РСДРП с 1908 г.), трижды арестовывался. Поступил в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, исключен в 1914 г. за публичные выступления; отбывал воинскую службу в Петрогр. автошколе; принимал участие в Февральской революции. Переехав в 1919 г. в Москву, тесно сотрудничал с РОСТА. Печататься начал с 1912 г. Гл. ред. журн. «ЛЕФ» (с 1923 г.). Много путешествовал по Европе и Америке. Покончил жизнь самоубийством. Оценка И. В. Сталина на десятилетия загнала изучение тв-ва М. в прокрустово ложе апологетики «классика сов. поэзии»; тому способствовала и позиция самого поэта, искренне разделявшего идеалы социализма (все совр. попытки низвергнуть М. «с пьедестала» имеют в основе те же идеологические, а не лит. худож. критерии). Вместе с тем, трагедия действительно талантливейшего поэта состояла в том, что, поверив безоговорочно в «правду» отд. идеологии (большевизма), он не смог понять и выразить более широкой правды эпохи. Возможно, именно нач. разочарований в идеалах, к-рым М. посвятил жизнь, оказалось для поэта непереносимым и послужило одной из причин самоубийства. В том же контексте добровольно взятая им ноша пропагандиста идей коммунизма целесообразно оценивать утопические элементы драматических (см. Театр НФ) и поэтических (см. Поэзия НФ) произв. М., по к-рым, хотя и фрагментарно, но восстанавливается облик предвидимого им близкого и далекого будущего. Если не считать драмы «Мистерия-Буфф» (1918; испр. 1921), где Земля Обетованная предстает в библейских образах (см. Религия), то впервые картины будущей утопии появляются в поэме М. «150 000 000» (1921): ее финал-апофеоз рисует праздник освобожденного труда в озелененной Сахаре, на к-рый прилетают даже гости с Марса. «Будни» коммунизма, описанные с элементами юмористической НФ, а также др. НФ детали (в т.ч. картины антиимпериалистической войны) представлены в поэме «Летающий пролетарий» (1925; 1925). В этом же произв. ощутимо присутствуют элементы сатирической НФ: гл. врагом революции поэт считал мещанство и бюрократизм, справедливо опасаясь, что в обывательски-чиновничьем болоте утонут все благие начинания, поэтому картины того, «как проводит свои дни гражданин XXX в.", нужны М. для резкого противопоставления «мелочному» быту совр. ему коммуналок. То же противопоставление составляет гл. конфликт пьесы «Клоп» (1929): первый и последний акты разделяют всего 50 лет, но нынешнее поколение сов. людей уже живет при коммунизме (правда, черты его, в осн., только декларируются дружелюбие, товарищество и т. п.); впрочем, одного-единственного мещанина, случайно «занесенного» в эту утопию, оказывается достаточно, чтобы заразить ее бациллами стяжательства, пьянства, пошлости (см. Оптимизм и пессимизм). В др. пьесе «Баня» (1930) ситуацию повальной бюрократизации в стране должна исправить «машина времени», с ее помощью энтузиасты-комсомольцы надеются отбросить в прошлое все, что не подходит «светлому будущему»; однако «положительные» образы пьесы (в их число входит Фосфорическая женщина из далекого будущего) худож. бесплотны и проигрывают в сравнении с образами бюрократов, написанных с большой сатирической силой (см. Путешествия во времени). Фантаст. образы и обороты, используемые, в осн., для гиперболизации как, напрель, в стих. «Прозаседавшиеся» (1922), обнаруживаются во мн. произв. М. Внутренняя убежденность в возможности построения совершенного об-ва привела М., по нек-рым свидетельствам, к поддержке идей Н. Федорова о воскрешении мертвых (см. Бессмертие, Мистицизм и оккультизм): среди героев поэмы «Про это» (1923) встречается примечательный образ «большелобого тихого химика», сотрудника мастерской по человеческим воскрешениям.
|