Многие поэты задумывались о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить поэта, которому надо было бы пересмотреть старое отношение к поэзии. Этим поэтом и стал Владимир Маяковский, но не сразу и не скоро определил он место своей поэзии в жизни современного общества.
Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных забот людей, Маяковский приходит к выводу, что поэт — это звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Фигура поэта Маяковского во многом схожа с фигурой поэта у Пушкина и Некрасова, как у Маяковского, так и у Пушкина поэт — это пророк, которому дан дар предвидения:
Вижу идущего через горы времени,
Которое не видит никто...
Подобно Некрасову, поэт у Маяковского в первую очередь является гражданином, глубоко страдающим за свой народ. Но в то же время поэт находится в очень сложных отношениях с толпой, в ней есть и те, из кого вырастут будущие обыватели, и те, из которых вырастет будущий народ. Первую часть этой толпы Маяковский постоянно дразнит. К ней обращены вызывающие названия стихотворений, как-то: «Нате!», «Вам!», «Ничего не понимают...».
Но рядом с ней появляется и другая, которую вмещает в себя душа поэта, и именно для нее Маяковский становится языком города, болью города, голосом города.
В автобиографии «Я сам» Маяковский пишет, что вопрос принимать или не принимать революцию для него не стоял, так как революция — это воплощение мечты об обновлении мира и общества:
Сегодня рушится бесчисленное прежде,
Сегодня пересматривается миров основа...
Новому миру нужно новое искусство, и Маяковский это хорошо понимает. Поэтому поэт обращается ко всем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей:
Товарищ, дайте новое искусство,
Такое, чтобы выволочь республику из грязи...
Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране.
Поэт, по мнению Маяковского, выполняет большое и ответственное дело, то есть управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. Стихи согревают душу, поэтому не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света.
Свои размышления о поэтическом труде Маяковский продолжает в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии», оно представляет собой шутливый, но страстный монолог, где Маяковский яростно отстаивает свою точку зрения. Он показывает поэта тружеником, для которого поэзия — это нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд:
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради тысячи тонн
словесной руды.
С другой стороны, дело поэта — работа на революцию. Маяковский убежден, что этот грандиозный момент истории необходимо увековечить:
Слова поэта — ваше воскресенье,
Ваше бессмертие, гражданин канцелярист...
Но вместе с тем он считает, что он обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, обо всем, что волнует и мучает его. Потому его стихи, пройдя через призму времени, не обесценились, они светят нам и сегодня. Всем своим творчеством Маяковский доказал, что высокое предназначение поэзии в том, чтобы делать мир светлым и праздничным.
|