Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Крылова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Жизнь и творчество


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



У всякого талант есть свой.

И. Крылов

 

Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях* ставших неотъ­емлемой частью классической русской литературы. Потеряв от­ца и кормильца в девять лет, Крылов рано вступает в самостоя­тельную жизнь, служит писцом в канцелярии захолустной Тве­ри, а переехав в Петербург, начинает писать пьесы, комические оперы, водевили и трагедии, издает журнал «Почта Духов».

В своих произведениях Иван Андреевич резко критикует крепостное право и помещиков, рисует разложение нравов дворянского общества. Его пьесы не нравятся театральному начальству своим критическим содержанием, но автор не сда­ется. Ему близки идеи Радищева, с которым Крылов общался в литературном кружке; из-за критических статей, направ­ленных против самых высоких властей, журнал, редактируе­мый Иваном Андреевичем, закрыт, но он начинает издавать другой, не менее острый — «Зритель». В этом журнале он на­печатал повесть «Каиб», рассказывающую о некоем восточ­ном царе, который ничего не предпринимал без согласия сво­их советников. Каиб миролюбив, для избежания споров он на­чинал свои речи в совете так: «Господа! Я хочу того-то; кто имеет на сие возражение, тот может свободно его объявить: в сию же минуту получит он пятьсот ударов воловьей жилой по пяткам, а после мы рассмотрим его голос (т. е. мнение)». Та­ким удачным предисловием поддерживал он совершенное со­гласие между собою и советом. Совет Каиба живо напоминал современникам соратников Екатерины II , тупоголовые и под­лые вельможи Каиба — Осмашид, Дурсам, Грабилей — силь­но смахивали на русских вельмож, да и вся яркая и злая кар­тина в его повести напоминала произвол, царящий в России.

В сатире «Похвальная речь в память моего дедушки», под видом прославления некоего помещика, Крылов жестоко из­девался над крепостничеством. «Речь эту произносил дворя­нин-крепостник: он в восторге от дарований «дедушки»,— на­пример, по части охотничьих набегов на крестьянские поля. Он говорит: «Не думайте же... чтоб я выставлял его примером в одной охоте; нет, это было одно из последних его дарований; кроме сего, имел он тысячу других, приличных и необходи­мых нашему брату дворянину; он показал нам, как должно проживать в неделю благородному человеку то, что две тыся­чи подвластных ему простолюдинов вырабатывают в год; он знаменитые подавал примеры, как эти две тысячи человек можно пересечь в год раза два-три с пользою...»

Обстановка в России накалена вследствие Французской буржуазной революции. Дерзость молодого Крылова и его дру­зей не могла не привлечь внимание правительства. Журнал «Зритель» закрыт, но Крылов с товарищем начинает издавать «Санкт-Петербургский Меркурий», еще более резкий и сме­лый, чем два предыдущих. Вскоре журнал закрывают, а Ива­на Андреевича изгоняют из столицы как неугодного дворян­скому правительству писателя. Он вынужден жить в провин­ции в роли секретаря-приживала. Сменяются цари, оживля­ется политическая жизнь.

Крылов возвращается в столицу. Теперь он меняет такти­ку. Его новым оружием становится басня, так как в условиях жесточайшей реакции говорить правду открыто невозможно. Он переходит на язык иносказаний и аллегорий. За несколько лет Крылов становится признанным баснописцем. В 1812 году он поступает на службу в Публичную библиотеку, где прора­ботает 29 лет. Литературная деятельность Ивана Андреевича завершилась в 1836 году, в 1844 году он скончался.

Пушкин и Белинский высоко ценили басни Крылова. Алек­сандр Сергеевич называл его «истинно русским поэтом» с «лукавст­вом ума, с насмешливостью и живописным способом выражаться». Крылов — писатель-реалист. Он рисует в своих баснях всю Россию со Львом — царем во главе, Россию чиновников — взя­точников и грабителей; помещиков — тунеядцев и угнетате­лей. В его баснях ярко показана и Россия крестьянская, тру­довая, угнетенная. Басни Крылова — не общие нравоучения вневременного, внеисторического порядка, а острые сатиры, написанные на злобу дня.

В басне «Орел и Крот» Крылов рассказывает, о том, что царь птиц не захотел прислушиваться к скромному голосу Крота и за это поплатился.

 

Орел с Орлицею вдвоем...

И, выбравши ветвистый дуб, высокой.

Гнездо в его вершине стали вить.

Крот доложил:

Что этот дуб для их жилища не годится.

Но кстати ли Орлу принять совет из норки...

 

Но однажды, возвращаясь с богатой добычей к птенцам, Орел увидел:

 

Дуб его свалился,

И подавило им Орлицу и детей...

 

Баснописец требует от царя людей внимания к голосу на­рода, который лучше, чем присяжные царя, видит, в чем бо­лезнь государства. О тунеядцах-дворянах, о тружениках-кре­стьянах говорит Крылов в басне «Собака и Лошадь»:

 

«Конечно, Лошадь отвечала:

твоя правдива речь;

Однако же, когда б я не пахала.

То нечего б тебе здесь было и стеречь...»

 

Для автора нет вопроса, кто лучше: дворяне и полицей­ские (Собака) или крестьяне, которые пашут землю.

В басне «Волк и Ягненок» первая же фраза объясняет суть:

 

У сильного всегда бессильный виноват.

 

И почти афоризмом заканчивается: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Язык Крылова — это подлинно народный, реалистический русский язык. Он пользуется в своих баснях меткими образными выражениями, которые сделали его произ­ведения незабываемыми, живым источником мудрости.

 

А вы, друзья, как ни садитесь.

Все ж в музыканты не годитесь.

 

Это наша классика, которую мы должны знать и гордиться.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.