Stavcur.ru: гдз по биологии


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

ГДЗ по биологии (Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.)

 

ГДЗ >> Биология >> 9 класс >> Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. (ответы на вопросы)

ГДЗ для Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

Перечислите биологические полимеры, входящие в состав живых систем.

Какие уровни организации живой материи вы знаете?

Как взаимосвязаны различные уровни организации живой материи?

Чем отличаются обменные процессы в неживой природе от обмена веществ у живых организмов?

Что такое самовоспроизведение (репродукция) живых организмов? Что лежит в ее основе?

Что такое развитие? Какие формы развития вы знаете?

Что такое раздражимость? Какое значение она имеет для приспособления к условиям существования?

Приведите примеры саморегуляции физиологических процессов в организме.

В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности?

Дайте определение жизни.

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период

   1. Становление систематики

Что такое систематика?

По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

Что такое естественная система природы?

Какие царства, типы, классы, семейства, роды и виды живых организмов вы знаете?

   2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

Какой вклад в биологию внес Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения эволюционной теории Ламарка.

Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организма?

Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

   3. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Дарвина

Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Дарвина?

Какие открытия в биологии способствовали формированию эволюционных взглядов Ч. Дарвина?

Какие наблюдения Ч. Дарвина поколебали его веру в неизменность видов?

   4. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Опишите методы выведения новых сортов и пород.

Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Чем объясняется это многообразие?

Чем отличаются одомашненные животные и растения от их диких видов?

Назовите известные вам породы собак.

   5. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

Что такое естественный отбор?

В чем биологическое значение естественного отбора?

Что такое борьба за существование? Каковы ее формы?

Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему?

Что служит движущей силой изменения видов?

Что служит материалом для естественного отбора?

Существует ли естественный отбор у человека?

   6. Формы естественного отбора

Какие существуют формы естественного отбора? В каких условиях внешней среды они действуют?

Почему у микроорганизмов - вредителей сельского хозяйства и других организмов появляется устойчивость к ядохимикатам?

Что такое половой отбор? Приведите примеры.

Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

   7. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования на основании собственных наблюдений.

Почему у некоторых животных яркая, демаскирующая окраска, а у других, наоборот, покровительственная?

В чем сущность мимикрии?

Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.

Каковы биологические механизмы возникновения приспособительной (скрывающей и предупреждающей) окраски у животных?

   8. Забота о потомстве

Почему у видов животных, заботящихся о потомстве, число потомков уменьшается? Приведите примеры.

В чем заключается относительный характер приспособительных признаков у организмов?

   9. Физиологические адаптации

Что такое физиологическая адаптация? Как она возникает и что лежит в ее основе?

Приведите примеры функциональных приспособительных изменений у животных.

Каким образом обитатели пустыни приспосабливаются к отсутствию воды?

Что является единицей приспособления: особь? популяция?

Каков биологический механизм развития приспособлений у животных организмов?

Глава 5. Микроэволюция

   10. Вид, его критерии и структура

Дайте определение вида.

Какие биологические механизмы препятствуют скрещиванию разных видов?

В чем причина бесплодия межвидовых гибридов?

Что такое ареал вида?

Что такое радиус индивидуальной активности организмов?

Что такое популяция? Дайте определение.

   11. Эволюционная роль мутаций

Какую роль играют мутации в процессе эволюции?

Какие процессы приводят к изменению частоты встречаемости генов в популяциях?

Почему разные популяции одного и того же вида отличаются по частоте встречаемости различных вариантов генов?

Что такое микроэволюция?

Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

   12. Главные направления эволюции

Что такое биологический прогресс и биологический регресс?

Назовите основные направления эволюции организмов.

Приведите примеры ароморфозов.

Приведите примеры идиоадаптаций.

Как изменяется строение организмов при переходе к паразитизму?

Какой биологический механизм обеспечивает движение групп организмов в том или ином эволюционном направлении?

   13. Общие закономерности биологической эволюции

Чем определяется расхождение признаков у родственных групп организмов и возникновение внешнего сходства у неродственных?

Раскройте содержание понятий «дивергенция» и «конвергенция».

Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.

В чем сущность необратимости эволюции?

Глава 7. Возникновение жизни на Земле

   14. Современные представления о возникновении жизни

Какие химические элементы и их соединения были в первичной атмосфере Земли?

Укажите условия, необходимые для абиогенного образования органических соединений.

Какие соединения были растворены в водах первичного океана?

Что такое коацерваты?

В чем сущность химической эволюции на ранних этапах существования Земли?

Какое событие положило начало биологической эволюции?

Когда на Земле появились первые клеточные организмы?

   15. Начальные этапы развития жизни

Как питались первые живые организмы?

Что такое фотосинтез? Какую роль в развитии жизни на Земле сыграло его появление?

Какие организмы впервые стали выделять в атмосферу свободный кислород?

Какое значение для эволюции имело появление полового процесса?

Глава 8. Развитие жизни на Земле

   16. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?

Когда возникли первые живые организмы?

Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру?

Назовите крупнейшие эволюционные события того периода.

   17. Жизнь в палеозойскую эру

Когда появились первые наземные растения? Как они назывались и какие отличительные особенности имели?

В каком направлении шла эволюция растений на суше?

Какие эволюционные преимущества дает переход растений к семенному размножению?

Охарактеризуйте животный мир палеозоя.

Назовите ароморфозы в эволюции позвоночных в палеозое.

Какие условия внешней среды и особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками их выхода на сушу?

Почему земноводные каменноугольного периода достигли биологического процветания?

   18. Жизнь в мезозойскую эру

Когда появились цветковые растения? Укажите их эволюционные преимущества.

Какие ароморфозы привели к возникновению пресмыкающихся?

Когда и вследствие каких ароморфозов возникли млекопитающие? Кто был их предками?

   19. Жизнь в кайнозойскую эру

Укажите основные различия фауны и флоры на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Охарактеризуйте основные направления развития растений и животных в кайнозое.

Чем обусловлены колебания климата на Земле?

Как вы думаете, каково значение оледенений в эволюции наземной растительности?

Какая группа животных дала начало ветви, ведущей к человеку?

   20. Происхождение человека

Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных, классу млекопитающих.

Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

Какие признаки, развивающиеся у зародыша человека, указывают на его животное происхождение?

Какие стадии выделяют в процессе становления человека как вида?

Какие факторы явились ведущими в эволюции первых современных людей?

Когда появились первые современные люди?

Почему неандертальцы были вытеснены современными людьми - кроманьонцами?

Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Глава 9. Химическая организация клетки

   21. Неорганические вещества, входящие в состав клетки

Какие химические элементы составляют большую часть массы клетки?

Что такое микроэлементы? Приведите примеры и охарактеризуйте их биологическое значение

Каковы особенности пространственной организации молекулы воды, обусловливающие ее биологическое значение?

Какие минеральные соли входят в состав живых организмов?

Какие вещества обусловливают буферные свойства клетки?

   22. Органические вещества, входящие в состав клетки

Какие органические вещества входят в состав клетки?

Из каких простых органических соединений состоят белки?

Что такое пептиды?

Какие функции белков вам известны?

Какие химические соединения называют углеводами?

Какой простой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы?

Укажите функции углеводов. Какие клетки наиболее богаты углеводами?

Что такое липиды? Опишите их химический состав.

Какие функции выполняют липиды? В каких клетках и тканях их особенно много?

Откуда в организме берется метаболическая вода?

Что такое нуклеиновые кислоты? Какие типы нуклеиновых кислот вы знаете?

Какие простые органические соединения служат элементарной составной частью нуклеиновых кислот?

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

   23. Пластический обмен. Биосинтез белков

Дайте определение ассимиляции.

Назовите основные свойства генетического кода и поясните их значение.

Что такое комплементарность?

Где синтезируются рибонуклеиновые кислоты?

Где происходит синтез белка?

   24. Энергетический обмен

Что такое диссимиляция? Перечислите ее этапы.

В чем заключается роль АТФ в обмене веществ в клетке?

В каких структурах клетки осуществляется синтез АТФ?

Опишите известные вам типы питания организмов.

Какие организмы называются автотрофными? На какие группы делятся автотрофные организмы?

Почему в результате фотосинтеза у зеленых растений в атмосферу выделяется свободный кислород?

Что такое хемосинтез?

Какие организмы называются гетеротрофными? Приведите примеры.

Глава 11. Строение и функции клеток

   25. Прокариотическая клетка

По какому признаку все живые организмы делятся на две группы - прокариоты и эукариоты? Чем они отличаются?

Какие организмы относятся к прокариотам?

Опишите строение бактериальной клетки.

Как размножаются бактерии?

В чем сущность и биологический смысл процесса спорообразования у бактерий?

   26. Эукариотическая клетка. Цитоплазма

Что такое цитоплазма?

Какие органоиды клетки находятся в цитоплазме?

Какие органоиды клетки являются самовоспроизводящимися и почему?

Что такое включения?

В чем различие между пиноцитозом и фагоцитозом?

   27. Эукариотическая клетка. Ядро

Опишите строение ядра эукариотической клетки.

Что такое ядрышко?

Что такое хроматин? Опишите строение и состав хромосомы.

Как соотносится число хромосом в соматических и половых клетках?

Какие хромосомы называют гомологичными?

Что такое кариотип? Дайте определение.

Вспомните строение хромосомы бактерий. Чем она отличается от хромосомы эукариот?

   28. Деление клеток

Что такое жизненный цикл клетки?

Дайте определение митотического цикла клетки.

В чем смысл удвоения молекул ДНК?

В чем заключается подготовка клетки к митозу?

Последовательно опишите фазы митоза. В чем его биологическое значение?

   29. Клеточная теория строения организмов

Расскажите историю открытия клетки.

Кем и когда была впервые сформулирована клеточная теория?

Изложите основные положения клеточной теории.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Глава 12. Размножение организмов

   30. Бесполое размножение

Какие основные способы размножения вам известны?

Что такое бесполое размножение? Какой процесс лежит в его основе?

У каких организмов встречается бесполое размножение?

Какие формы бесполого размножения вам известны? Приведите примеры.

Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительской особью?

   31. Половое размножение. Развитие половых клеток

Чем половое размножение отличается от бесполого?

Укажите отличия мейоза от митоза.

Почему зрелые половые клетки одного организма несут разные комбинации генов?

Чем отличается яйцеклетка от сперматозоида?

В чем заключаются функции мужской и женской половых клеток?

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

   32. Эмбриональный период развития

Что такое зигота?

Каким путем возникают новые клетки при дроблении?

Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных?

Что такое зародышевые листки?

Что такое дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?

Что такое гомология зародышевых листков?

   33. Постэмбриональный период развития

Какое развитие называют постэмбриональным?

Что такое прямое и непрямое постэмбриональное развитие? Приведите примеры.

В чем заключается биологическое значение метаморфоза?

Назовите животных, у которых личинки имеют черты строения, свойственные предкам этих животных.

   34. Общие закономерности развития. Биогенетический закон

Приведите примеры сходства черт строения у зародышей разных классов позвоночных животных.

Что такое эмбриональная дивергенция?

Объясните, почему у эмбрионов современных животных возникают черты строения, свойственные их далеким предкам.

В чем суть биогенетического закона Мюллера-Геккеля?

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Глава 14. Закономерности наследования признаков

   35. Основные понятия генетики

Дайте определение понятия «ген».

Что такое аллельные гены?

Дайте определение понятия «генотип».

Что такое признак? Какие бывают признаки? Приведите примеры признаков на различных уровнях организации.

Что такое фенотип и чем он отличается от генотипа?

   36. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя

Кто был первооткрывателем закономерностей наследования признаков?

На каких растениях проводил опыты Г. Мендель?

Благодаря каким приемам Г Менделю удалось вскрыть законы наследования признаков?

   37. Законы Менделя

Что таксе гибридизация?

Какое скрещивание называют моногибридным?

Какое явление носит название доминирования?

Какой признак называют доминантным и какой - рецессивным?

Расскажите об опытах Менделя по моногибридному скрещиванию растений гороха.

Какой организм называют гомозиготным? гетерозиготным?

Сформулируйте первый закон Менделя.

Что такое неполное доминирование? Приведите примеры.

Сформулируйте второй закон Менделя.

Что такое «чистота гамет»?

На каком явлении основан закон частоты гамет?

Сформулируйте третий закон Менделя.

Что такое анализирующее скрещивание?

   38. Сцепленное наследование генов

Для каких пар аллельных генов справедлив третий закон Менделя? При каком расположении различных пар аллельных генов он «не работает»?

Что такое сцепленное наследование?

Что такое группы сцепления? Сколько таких групп у человека?

Какие процессы могут нарушать сцепление генов?

   39. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Какие хромосомы называют половыми?

Какой пол называют гомогаметным, а какой гетерогаметным? Приведите примеры.

Что такое сцепление генов с голом? Приведите примеры наследования гена, сцепленного с полом.

Почему проявляются в виде признака рецессивные гены, локализованные в Х-хромосоме человека? Приведите примеры доминантных и рецессивных признаков у человека.

   40. Взаимодействие генов

Какие из исследованных Г. Менделем признаков гороха наследуются как доминантные?

Как гены влияют на проявление качественных признаков?

Чем определяются количественные признаки?

Приведите примеры влияния генов на проявление других, неаллельных генов.

Охарактеризуйте форму взаимодействия неаллельных генов, при которой один ген способствует проявлению генов другой аллельной пары.

Каким образом гены одной аллельной пары могут препятствовать проявлению генов другой пары?

Глава 15. Закономерности изменчивости

   41. Наследственная (генотипическая) изменчивость

Какие формы изменчивости вам известны?

Что такое мутация?

Какие структуры клетки перестраиваются при мутационной изменчивости? Дайте классификацию мутаций.

Что такое полиплоидия?

Как можно вызвать увеличение частоты мутаций?

   42. Фенотипическая изменчивость

Как среда влияет на проявление признака? Приведите примеры.

Докажите на примерах ненаследуемость изменений признака, вызванных действием условий внешней среды.

Что такое норма реакции? От чего зависит ее широта?

Перечислите свойства стенотипической изменчивости.

Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов

   43. Центры многообразия и происхождения культурных растений

Чем отличаются одомашненные животные и культурные растения от диких?

Что служит предметом селекции?

Какое значение для селекции имеет знание центров происхождения культурных растений?

Какие центры происхождения культурных растений вам известны?

   44. Методы селекции растений и животных

Что называют породой? сортом?

Какие основные методы селекции вы знаете?

Что такое массовый отбор? индивидуальный отбор?

С какой целью в селекционной работе производится скрещивание?

Какие межвидовые гибриды вам известны?

Какими особенностями отличаются полиплоидные сорта культурных растений?

Чем отличаются методы одомашнивания, применявшиеся первобытным человеком, от современных?

   45. Селекция микроорганизмов

Какое значение для народного хозяйства имеет селекция микроорганизмов?

Приведите примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

Что такое биотехнология?

Что такое генная инженерия?

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Глава 17. Биосфера, ее структура и функции

   46. Структура биосферы

Из чего состоит биосфера?

Охарактеризуйте оболочки Земли, в которых обитают живые организмы, - атмосферу, гидросферу, литосферу.

Чем определяются границы распространения живых организмов в биосфере?

Сравните суммарную биомассу суши и океана.

Какой вклад в биомассу Земли вносят растения и какой — животные?

Перечислите биологические полимеры, входящие в состав живых систем. Укажите их основные функции.

Какие уровни организации живой материи вы знаете?

Как взаимосвязаны различные уровни организации живой материи?

   47. Круговорот веществ в природе

В чем заключается главная функция биосферы?

Расскажите о круговороте воды в природе.

Какие организмы поглощают диоксид углерода из атмосферы?

Каким путем связанный углерод возвращается в атмосферу?

Опишите круговорот азота в природе.

Какую роль играют микроорганизмы в круговороте серы?

   48. История формирования сообществ живых организмов

Изложите историю возникновения материков.

Расскажите, как изоляция материков отразилась на их животном и растительном мире.

Приведите примеры, характеризующие своеобразие животного мира Австралии, Южной Америки и других континентов.

Приведите примеры, характеризующие влияние климатических условий на формирование фауны и флоры.

Что изучает наука экология?

   49. Биогеоценозы и биоценозы

Что такое биогеоценозы? Назовите и охарактеризуйте как можно подробнее составляющие их компоненты.

Что такое биоценоз? Какие показатели его характеризуют?

Что такое биомасса? В результате чего она образуется?

   50. Абиотические факторы среды

Что такое абиотические факторы среды?

Какую роль для жизнедеятельности организмов играют ультрафиолетовые лучи?

Какую часть спектра видимого излучения солнца наиболее активно поглощает хлорофилл зеленых растений?

Что такое теневыносливые растения? Приведите примеры.

Что такое светолюбивые растения? Приведите примеры.

Какую роль в жизнедеятельности организмов играет световой режим?

Какие приспособления в условиях недостатка воды развиваются у растений? у животных?

   51. Интенсивность действия факторов среды

Как называют благоприятную для организмов интенсивность действия фактора внешней среды?

Что называют пределом выносливости, и что его определяет?

Что такое ограничивающий фактор?

Как меняется выносливость организмов к действию экологических факторов на разных стадиях онтогенеза?

   52. Биотические факторы среды

Какие факторы среды называют биотическими?

Расскажите о видовом разнообразии обитателей пресноводного водоема. Каковы формы их взаимоотношений?

Опишите видовой состав и пространственную структуру биоценозов лиственного леса.

В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи.

Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

В чем сущность правила экологической пирамиды?

Чем определяется устойчивость биоценозов?

   53. Взаимоотношения между организмами

Какие формы взаимоотношений между организмами вы знаете?

Приведите примеры симбиоза и отметьте положительные стороны такого типа взаимодействия для обоих партнеров.

Дайте определение хищничества и приведите примеры из животного и растительного мира.

Что такое паразитизм? Расскажите о разных формах паразитизма; приведите примеры.

К каким изменениям в строении тела и процессах жизнедеятельности приводит паразитический образ жизни?

Как человек использует паразитов в своей практической деятельности?

Глава 18. Биосфера и человек

   54. Природные ресурсы и их использование

Как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека?

К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства?

Охарактеризуйте неисчерпаемые природные ресурсы. Расскажите, как человек их использует.

Что такое исчерпаемые природные ресурсы?

Какие ресурсы называют возобновляемыми?

Какие ресурсы относятся к невозобновляемым?

   55. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?

Каковы причины возможного возникновения недостатка воды в ряде районов мира?

К чему приводит загрязнение вод Мирового океана?

Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почвы?

Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир Земли?

Какие последствия влечет за собой исчезновение биологических видов?

   56. Охрана природы и основы рационального природопользования

Зачем и почему необходимы бережное отношение к природе и ее охрана?

В чем преимущество использования биологических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства?

Почему нельзя пить воду из источников в пределах города?

Какие мероприятия по защите почвы вам известны?

Расскажите о задачах заповедников.

 

 
  ГДЗ по Биологии 9 класс Каменский, Кристунов, Пасечник
  ГДЗ по рабочей тетради Биология 9 класс Каменский, Кристунов, Пасечник
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. Вы можете пользоваться материалами, представленными на нашем сайте, исключительно в некоммерческих (личных) целях, иное использование возможно только с писменного разрешения администрации сайта контакты