Stavcur.ru: гдз по истории


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

ГДЗ по истории (История России. XIX век. 8 класс. Л.М. Ляшенко)

ВИДЕО ОНЛАЙН!!!

Фильмы, мультфильмы, сериалы, муз. клипы ...



 

ГДЗ >> История >> 8 класс >> Л.М. Ляшенко

ГДЗ для История России. XIX век. 8 класс. Л.М. Ляшенко

История России. XIX век. 8 класс. Л.М. Ляшенко

Глава первая. Политика правительства Александра I

§ 1. Первые мероприятия правительства Александра

Событие - современник

Как Александр воспринял известие об убийстве отца?

Как вы понимаете слова государя о намерении править «только согласно закону»?

Для чего, по мнению А. А. Чарторыйского, был образован Негласный комитет?

Почему царь был лишен возможности высказывать свои чувства откровенно?

Вопросы и задания

Дайте характеристику личности Александра I.

Почему новый император сразу же не начал преобразования? Считал ли он их необходимыми?

Согласны ли вы с оценкой проекта реформ М. М. Сперанского как конституционного? Почему?

В чем состояли причины падения М. М. Сперанского? Какие силы участвовали в интриге, приведшей к его отставке?

Была ли связь между деятельностью Негласного комитета и М.М. Сперанского? Ответ объясните.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от историка

§ 2. Отношения России и Франции в 1801—1812 гг.

Событие - современник

Чем объясняет А. П. Ермолов причины поражения русской армии при Аустерлице?

Как оценивает А. П. Ермолов отношения Александра I и М. И. Кутузова?

Почему Коленкур считал, что война с Россией будет для Наполеона нелегкой?

Как Наполеон оценивал готовность России к войне?

Александра I многие называли «византийцем». Как вы понимаете эту характеристику?

Вопросы и задания

Охарактеризуйте основные причины конфликта между Россией и Францией.

Объясните слова А. С. Пушкина о Наполеоне. Почему он считал императора «мятежной вольности наследником и убийцей»?

Почему Тильзитский мирный договор не стал основой нормализации русско-французских отношений?

Расскажите о подготовке сторон накануне войны 1812г.

Загадка от дипломата

§ 3—4. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии

Событие - современник

О каких трудностях для французов говорит Ф. Сегюр?

Объясните фразу Ф. Сегюра: «Это средство претило Наполеону, природа которого влекла его больше к интересам королей, чем к народным».

Оцените боевой дух и профессиональную подготовку русской армии в Тарутинском лагере.

В чем видит автор документа значение боевых действий партизан?

Вопросы и задания

Составьте таблицу «Основные события Отечественной войны 1812 г.».

Охарактеризуйте личность М. Б. Барклая-де-Толли. Как вы оцениваете его тактику в начале войны 1812 г.?

Определите основные причины победы России в войне с Наполеоном.

Как оценивают историки исход Бородинской битвы? Кто победил в ней? Ответ объясните.

Говорят, что Москва стала ловушкой для наполеоновских войск. Почему?

Определите значение понятий народная война, Отечественная война.

Расскажите о Тарутинском маневре М. И. Кутузова. Почему его называют «блистательным»?

Какие цели преследовал Священный союз?

Загадка от фельдмаршала

§ 5. Возвращение к реформам и отказ от них

Событие - современник

Что возмущало генерала С. И. Маевского в военных поселениях? Приведите фрагмент из текста.

Чем вы объясните подмеченную генералом особенность жизни поселян: у них все «царское», но пользоваться им «не смеет» никто?

Александр I объяснил П. А. Вяземскому, что конституция не вводится потому, что нет денег. Был ли император искренен?

Какими же «семенами» сеял в душах, «раскрытых к политическим надеждам», Александр I?

Вопросы и задания

Как в глазах императора были связаны отмена крепостного права и введение конституции?

Были ли у передовых дворян причины утверждать, что Александр I их предал?

Какие цели имело создание военных поселений?

Согласны ли вы с мнением, что 1816-1825 гг. следует называть временем «аракчеевщины»? Почему?

Дайте сравнительную характеристику М. М. Сперанского и А. А. Аракчеева.

Назовите и проанализируйте причины неудач самодержавного реформаторства первой четверти XIX в.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от иностранки

Глава вторая. Движение декабристов

§ 6. Причины и характер движения декабристов

Событие - современник

Назовите все причины зарождения декабристских организаций, представленные А. В. Поджио и С. П. Трубецким. Какие кажутся вам наиболее важными?

Что имеет в виду А. В. Поджио, говоря о намерениях Александра I «усмирить и устроить» Европу?

Соответствует ли описание С. П. Трубецким «Союза спасения» вашим представлениям об этом обществе?

Объясните слова С. П. Трубецкого: «Предлог составления тайных обществ есть любовь к Отечеству».

Вопросы и задания

Согласны ли вы с мнением, что дворянская революционность выросла из дворянского свободолюбия, начало которому было положено в конце XVIII в.? Обоснуйте свой ответ.

Чем объясняется переход декабристов от «Союза спасения» к «Союзу благоденствия», а от него - к Северному и Южному обществам?

Составьте сравнительную таблицу: «Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская Правда» П. И. Пестеля.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от писателя

§ 7. Восстание на Сенатской площади. Судьба и значение движения декабристов

Событие - современник

В чем упрекает Николая I декабрист А. Е. Розен? Почему?

Чем объясняется «недоумение» властей? Свой ответ обоснуйте.

Чего, по мнению А. Е. Розена, боялись «правительственные лица»?

Чего требовали солдаты на Сенатской площади?

Почему граф Комаровский удивился, увидев, что рядом с Николаем нет ни одного генерала?

Вопросы и задания

Иногда утверждают, что движение декабристов было случайным явлением в российской истории. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

Почему декабристы выступили именно в декабре 1825 г.? Какие обстоятельства они сочли благоприятными для осуществления своих целей?

В чем состояли причины поражения движения декабристов?

Расскажите о следствии над декабристами. Чем объясняют историки их поведение?

Дальновидно ли поступило правительство, жестоко расправившись с участниками восстания? Почему?

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от поэта

Глава третья. Политика правительства Николая I

§ 8. Жесткий курс Николая I

Событие - современник

Как оценивает А. Ф. Тютчева итоги царствования Николая I?

Почему, по вашему мнению, она называет царствование Николая I «блестящей фантасмагорией»?

На «какой лад» устроил губернатор Панчулидзев чиновничье управление в Пензе?

По словам А. Ф. Тютчевой, Николай I был уверен, что в «состоянии все регламентировать по своему усмотрению». «Опыт» губернатора Панчулидзева подтверждает или опровергает уверенность монарха?

Вопросы и задания

Дайте характеристику личности Николая I.

В чем состояли основные черты николаевского режима?

Почему одно из отделений Собственной его императорского величества канцелярии получило столь широкие полномочия?

Какие причины заставили правительство запретить газетам и журналам хвалить деятельность чиновников империи?

На сцене русских театров было запрещено появление таких персонажей, как султаны, короли, католические монахи, мусульманские священнослужители. Как вы думаете, почему?

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от фрейлины

§ 9. Социальная политика правительства Николая I

Событие - современник

Почему император настаивает на постепенном улучшении условий жизни крепостных крестьян?

Как относится Николай I к существованию крепостного права? Является ли он сторонником его отмены? Почему?

Чего боятся противники освобождения крестьян?

Объясните фразу А. В. Никитенко: «Но и то и другое немыслимо при существующем порядке вещей».

Вопросы и задания

Чем объясняется внимание Николая I к решению дворянского вопроса?

Какие изменения в положении государственных крестьян произошли в результате реформы П. Д. Киселева?

Почему Николай I не решился отменить крепостное право?

Говорят, что будущее российского дворянства зависело от решения вопроса о крепостном праве. Почему?

Сравните итоги правления Александра I и Николая I.

Загадка от морского министра

§ 10. Внешняя политика России при Николае I

Событие - современник

Почему, на ваш взгляд, война на Кавказе оказалась столь трудной для русской армии?

Почему отступление Д. А. Милютин признает самым опасным делом для войны?

Почему симпатии русских оказались, по словам М. Д. Лихутина, на стороне венгров?

Почему Л.В. Дубельт сожалеет о решении императора «вступиться за австрийцев»?

Чего он опасается, говоря о событиях 1849 г.?

Вопросы и задания

Какое событие было вершиной успехов Николая I в его восточной политике? Почему?

Что заставляло российское правительство так упорно стремиться к овладению Северным Кавказом?

Почему именно к России, а не к какой-то другой державе обратилась за помощью Австрийская империя в 1849 г.?

Загадка от генерала

§ 11. Крымская война 1853—1856 гг.

Событие - современник

О каких причинах поражения в Крымской войне говорит П. Алабин?

Докажите, что «Походные записки» могли быть написаны только участником сражения.

В чем видит причины поражения России П. А. Валуев?

Как связано, по вашему мнению, военное поражение и отмеченное П. А. Валуевым пренебрежение к «мысли, движущейся без особого на то приказания»?

Вопросы и задания

Расскажите о причинах Крымской войны. Какие из них вы считаете важнейшими?

Какие просчеты допустила русская дипломатия накануне войны? В чем вы видите причины этих просчетов?

Используя дополнительную литературу, расскажите о героической обороне Севастополя. Какие известные вам произведения русской литературы посвящены ей?

Сравните характер и значение Отечественной войны 181 2 г. и Крымской войны 1853-1856 гг.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от императора

Глава четвертая. Общественное движение в России в 30—50-е гг.

§ 12. Монархисты и либералы

Событие - современник

Какие качества М. Н. Каткова способствовали быстрой смене его политических позиций?

Почему Б. Н. Чичерин осуждает «народный эгоизм» М. Н. Каткова? Согласны ли вы с ним?

Отвергает ли А. И. Герцен западничество или славянофильство? Почему?

Какую роль, по его мнению, играют западники и славянофилы?

Вопросы и задания

Охарактеризуйте содержание формулы С. С. Уварова. Какое значение она имела в николаевской России? Почему?

Какую роль в жизни русского образованного общества 30-40-х гг. XIX в. играли кружки?

Почему первое «философическое письмо» П. Я. Чаадаева вызвало нападки со стороны: а) монархистов; б) западников; в) славянофилов?

Как вы думаете, были ли российские либералы защитниками монархического строя? Почему?

Расскажите о спорах западников и славянофилов. Почему и тех и других называют либералами?

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от революционера

§ 13. Революционный лагерь в царствование Николая I

Событие - современник

Почему французская революция 1848 г. вызвала столь бурный отклик в России?

М. Е. Салтыков-Щедрин пишет о «...неистощимости жизненного творчества». Что, по вашему мнению, он имеет в виду?

Вопросы и задания

Расскажите о деятельности петрашевцев. Чем отличались взгляды М. В. Петрашевского и Н. А. Спешнева?

Почему А. И. Герцен в 30-40-е гг. считал, что Западная Европа «укажет путь» всему человечеству к справедливому общественному устройству?

Почему А. И. Герцен называл крестьянскую общину «ячейкой социализма»?

Могла ли крестьянская община действительно стать ячейкой будущего общества? Почему вы так считаете?

Загадка от историка

Историческая разноголосица, или кто прав?

Глава пятая. Экономика и социальные отношения в России в 1801—1855 гг.

§ 14. Экономика России в первой половине XIX в.

Событие - современник

Почему А. И. Бутовский «самым дурным родом работников» называет помещичьих крестьян?

Почему фабриканты все-таки нанимали их на работу?

Как выдумаете, в каком смысле И. Т. Кокорев употребляет понятие «мелкая промышленность»?

Кто оказывается вовлеченным в ее водоворот?

Вопросы и задания

Согласны ли вы с мнением, что крепостническая система находилась в состоянии кризиса? Почему?

Почему отрасли легкой промышленности в России развивались успешнее, чем тяжелой?

Дайте определения понятий: отработки, барщина, промышленный переворот, отходник, скупщик.

Докажите, что крепостное право сдерживало рост промышленности.

Как влияла на экономическое развитие страны неразвитость средств сообщения и форм торговли? Ответ объясните.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от историка

§ 15—16. Структура общества: классы, сословия, социальные слои

Событие - современник

Охарактеризуйте положение Г. Г. Волкова. Кем он был?

По каким причинам не отпускали на волю богатых крепостных некоторые помещики?

О каком слое крестьян говорится в «Духе журналов»?

Назовите причины бедственного положения рабочих в России.

Вопросы и задания

Расскажите о положении русского дворянства первой половины XIX в. Какие проблемы стояли перед ним?

Дайте характеристику русского чиновничества в эпоху правления Николая I. Как вы понимаете выражение «Сюртук победил мундир»? Почему это произошло?

Какие противоречия в положении купечества кажутся вам наиболее острыми?

Какие новые слои появились в русском обществе к середине XIX в.?

Кто такие разночинцы? Расскажите о них подробнее.

Согласны ли вы с мнением о том, что именно крепостничество было главной причиной бедственного в целом положения крестьян? Ответ обоснуйте.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от государственного деятеля

§ 17. Повседневная жизнь

Событие - современник

Чем вы объясняете, что «никто не дерзал курить на улицах», «чиновники не смели отпустить бороду и усы, студенты не решались носить длинных волос»?

Вспомните, что такое старообрядчество.

Опишите жизнь рабочих, используя приведенный документ.

Вопросы и задания

Кажется ли вам привлекательным быт дворян? Почему?

Сравните быт офицерства и чиновничества. Что общего и отличного было в их жизни?

Сравните быт крестьян и рабочих. Почему они столь существенно различались?

Почему так медленно менялся быт купцов в России?

Загадка от историка

Глава шестая. Русская культура в первой половине XIX в.

§ 18. Просвещение. Наука

Событие - современник

Что было запрещено студентам новым университетским уставом? Почему?

С какими целями, по вашему мнению, ввели военную подготовку?

Чем объясняет С. М. Соловьев недоверие к «старому учителю»?

Почему историк утверждает, что высшее образование в России «играет жалкую роль»?

Вопросы и задания

Сравните отношение к просвещению Александра I и Николая I. В чем, на ваш взгляд, причины разного отношения императоров к средней и высшей школам?

Почему Николай I в годы европейских революций не решился, а это ему предлагали, закрыть университеты?

Почему власти в первой половине XIX в. (и позже) так жестко контролировали органы народного образования?

Расскажите о главных достижениях русских ученых в области гуманитарных и естественных наук.

Загадка от чиновника патентной службы

§ 19. Литература и журналистика

Событие - современник

Что объединяло членов литературных обществ?

Объясните слова С. С. Уварова о том, что литературные кружки имели «невидимое влияние на современников».

Ответьте на вопрос А. В. Никитенко: чего боялось правительство, «обманывая народ»?

Объясните, как вы понимаете слова цензора: «Это были действительно народные похороны».

Вопросы и задания

Почему Ф. В. Булгарин получал от «Северной пчелы» 20 тысяч рублей в год, а «Литературная газета» и «Современник» А. С. Пушкина почти не имели подписчиков?

Согласны ли вы с мнением, что русская литература XIX в. ставила и решала важнейшие вопросы русской жизни? Почему?

Объясните значения понятий: сентиментализм, романтизм, реализм, «золотой век» русской культуры, «желтая» пресса, открытость культуры.

Исследователи пишут, что Н. М. Карамзин «делал» не только себя как писателя, но и нового русского читателя. Что это значит?

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от историков литературы

§ 20. Архитектура, живопись, театр

Событие - современник

В честь кого была воздвигнута Александровская колонна на Дворцовой площади Петербурга?

Почему честь открытия колонны была доверена «избранным» гвардейским солдатам?

О каких чертах русской музыкальной школы пишет В. В. Стасов?

Какую роль в ее формировании играло отмеченное критиком «отсутствие предрассудков и слепой веры»?

Вопросы и задания

Расскажите о любимой вами картине русского художника первой половины XIX в.

Объясните слова М. И. Глинки: «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

Объясните оценку игры на сцене М. С. Щепкина. Что изменилось в восприятии актеров публикой?

Составьте краткие тезисы к ответу на вопрос о значении русской живописи и музыки первой половины XIX в.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от художника

Глава седьмая. Эпоха реформ 60—70-х гг.

§ 21—22. Освобождение крестьян

Событие - современник

Чем, по вашему мнению, следует объяснить твердое и даже гневное заявление императора на заседании Совета министров?

Почему он счел необходимым назначить точный срок, к которому проект должен был быть рассмотрен?

Почему Александр II говорил о том, что «никого не имеет» из помощников в крестьянском вопросе?

Какие «препятствия и опасения» могли, на ваш взгляд, быть высказаны императору против отмены крепостного права?

Вопросы и задания

Дайте характеристику личности Александра II.

Как вы понимаете выражение реформа «сверху»?

Согласны ли вы с тем, что крестьянская реформа являлась реформой «сверху»? Почему?

Определите важнейшие причины отмены крепостного права.

Расскажите об основных положениях реформы. Получили ли крестьяне личную свободу? Землю? На каких условиях?

Определите значение понятий: выкуп, временнообязанные крестьяне.

В чем состояло значение реформы 1861 г.?

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от государственного деятеля

§ 23—24. Продолжение реформ

Событие - современник

Почему, по вашему мнению, показывал язык статуе Гуттенберга царедворец Потапов?

Что на языке А. Ф. Кони значило быть «настоящим русским министром»?

Е. М. Феоктистов называет царствование Александра II «диктатурой сердца». Как вы понимаете эту характеристику?

Чем объясняет автор воспоминаний равнодушие посетителей клуба к гибели императора? Согласны ли вы с этим объяснением? Почему?

Вопросы и задания

Расскажите о содержании земской реформы, дайте оценку проведенных мероприятий.

Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Какая связь существует между ними?

Дайте характеристику военной реформы. Почему для ее проведения понадобилось больше 10 лет?

Почему именно судебная и земская реформы вызвали наиболее резкую критику со стороны противников преобразований?

Почему проект М. Т. Лорис-Меликова иногда называют конституционным? Ответ объясните.

Дайте определение понятий: гласные, присяжные заседатели, автономия университетов, всеобщая воинская повинность.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от поэта

§ 25—26. Внешняя политика России

Событие - современник

В чем упрекает император Александр II генерала Н. П. Криденера?

Как он оценивает итог первого штурма Плевны?

Почему приехавшие с Александром II царедворцы «радешеньки», что выбрались оттуда?

Поинтересуйтесь, за что беспощадно ругают великого князя Николая Николаевича.

Вопросы и задания

В чем состояли главные цели внешней политики России 8 середине 50-х - в 80-х гг. XIX в.?

Дайте характеристику деятельности А. М. Горчакова.

Сравните условия Сан-Стефанского и Берлинского договоров, найдите отличия между ними. Чем они вызваны?

Почему стало возможным сближение России, Германии и Австро-Венгрии? Почему оно оказалось временным?

Можно ли назвать внешнюю политику России в период царствования Александра II успешной? Ответ объясните.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от историка

Глава восьмая. Общественное движение в 60-х — начале 80-х гг.

§ 27. Монархисты и либералы

Событие - современник

Как вы понимаете выражение Н. В. Шелгунова о том, что «общественно-гуманные идеалы создали все реформы»?

Как повлияли реформы 60-70-х гг. на повседневную жизнь общества?

О каких изменениях в настроениях верхов пишет А. И. Кошелев?

С чем они связаны?

Вопросы и задания

Какие направления определились в монархической идеологии в начале XIX в.? Чем отличались взгляды Н. М. Карамзина и А. С. Шишкова?

Расскажите о деятельности русского либералы ного дворянства в 60-70-е гг. XIX в.

В чем причины противоречий, существовавших между либеральной частью общества и проводившей реформы государственной властью?

Утверждают иногда, что либералы поддерживали реформы, а монархисты выступали против них. Согласны ли вы с этим мнением?

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от журналиста

§ 28—29. Народническое движение

Событие - современник

Как вы думаете, чью позицию - «пропагандистов» или «террористов» - излагает М. Ф. Фроленко?

О каком «новом течении» он говорит?

В чем видит Н. А. Морозов опасность «недоразумений» между двумя (какими?) фракциями?

Что, по вашему мнению, должны были делить уполномоченные?

Вопросы и задания

Какие направления существовали в народничестве в 60-е гг. XIX в.?

Чем отличались позиции Н. Г. Чернышевского и народнической «молодежи»? Как решали они вопрос о целях движения и средствах их достижения?

Расскажите о взглядах П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина и П.Н. Ткачева. Сравните их представления о революции.

В чем состояли цели «хождения в народ»? Почему это движение потерпело неудачу?

Дайте характеристику программы «Земли и воли», созданной в 1876 г. Почему организация распалась?

Согласны ли вы с оценкой причин трагедии марта 1881 г., данной в учебнике? Ответ объясните.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от революционера

Глава девятая. Россия в период царствования Александра III. 1881-1894 гг.

§ 30. Внутренняя политика Александра III

Событие - современник

Что означает слово триумвират? Почему Е. М. Феоктистов утверждает, что определять им «мнимый союз» К. П. Победоносцева, Д. А. Толстого и М. Н. Каткова неверно?

Относительно каких принципов были согласны эти лица?

Почему Б. Н. Чичерин утверждает, что реформа земств лишала дворянство последних прав?

Что дает основание Б. Н. Чичерину называть меры царствования Александра III «реакционными»?

Вопросы и задания

Дайте характеристику личности Александра III.

Какие идеи были положены в основу нового правительственного курса?

В чем состояли причины отказа от реформ 60-70-х гг.? Был ли этот отказ, по вашему мнению, неизбежным?

Расскажите о политике 80-90-х гг. в отношении судов, земств, университетов. Каковы ее результаты?

Какие цели преследовала социальная политика Александра III?

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от министра

§ 31. Рабочее и революционное движение в царствование Александра III

Событие - современник

Как вы понимаете слова М. П. Сквери о патриархальности фабричного режима в 70-е гг.? Объяснения найдите в тексте.

Почему рабочие вступали в союз? Что предшествовало его росту?

Вопросы и задания

О каких особенностях рабочего движения 70- 80-х гг. вы знаете?

В чем состояли причины Морозовской стачки 1885 г.?

Дайте характеристику личности Г. В. Плеханова.

Какую роль в распространении марксизма в России сыграла группа «Освобождение труда»?

Каковы причины успехов марксизма в России?

Загадка от дипломата

Глава десятая. Экономика и социальные отношения в пореформенной России

§ 32. Экономическое развитие России в пореформенные годы

Событие - современник

Объясните понятие, вошедшее в широкий обиход в 70-80-е гг.: железнодорожная горячка.

О каких отрицательных последствиях «железнодорожной горячки» пишет Б. Н. Чичерин?

Какие противоречия в социальном положении русского купечества существовали в 70-80-е гг. XIX в.? Почему?

С. Н. Терпигорев купцов называет «они». А кто такие «мы», которым «до зарезу нужны были деньги»? Ответ объясните.

Вопросы и задания

Дайте характеристику крестьянского и помещичьего путей развития капитализма в сельском хозяйстве. Чем они различались?

С какими трудностями столкнулось крестьянство после реформы 1861 г?

Почему помещичье хозяйство с трудом приспосабливалось к новым условиям?

Какие изменения произошли в русской промышленности в 60-90-е гг.?

Расскажите о реформах С. Ю. Витте, их содержании и значении.

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от историка

§ 33. Русское общество второй половины XIX в.

Событие - современник

Что изменилось в жизни крестьянства в пореформенные годы?

Какие перемены вы считаете положительными?

Был ли безопасен труд рабочих на фабрике?

Какие изменения произошли в жизни замоскворецкого купечества по наблюдениям П. Д. Боборыкина?

Почему купцы «начинают поддерживать своими деньгами умственные и художественные интересы»?

Вопросы и задания

Численность дворянства в 60-80-е гг. выросла. Можно ли на этом основании утверждать, что его социальное положение было стабильным?

Что изменилось в социальной структуре России после реформы?

Дайте характеристику положения пореформенного крестьянства. Почему она невозможна без учета его дифференциации?

Что такое «старая» и «новая» буржуазия?

Какие особенности были свойственны положению рабочего класса?

Загадка от современника

Загадка от историка

§ 34. Государство и церковь в России в XIX в.

Событие - современник

Какую характеристику дает бурсе (духовной школе) В. И. Аскоченский?

Что можно сказать о материальном положении этих школ?

С чем вы согласны в приведенном фрагменте из статьи К. П. Победоносцева?

Что кажется вам неприемлемым?

Вопросы и задания

Какую роль в жизни России XIX в. играла Русская православная церковь?

Как она была устроена? Почему центром ее жизни признается приход?

Расскажите о политике Александра I в отношении Церкви.

Что такое старчество? Какие взгляды исповедовали старцы Оптиной пустыни?

Какие проблемы встали перед Русской православной церковью к концу XIX в.?

Загадка от императора

Глава одиннадцатая. Культура России второй половины XIX в.

§ 35. Просвещение и наука

Событие - современник

О каком «новом курсе» идет речь в воспоминаниях Н. Ф. Бунакова?

Попробуйте охарактеризовать этот курс, исходя из описания личности ее «типического представителя».

О каких трудностях в работе лаборатории говорит И. П. Павлов?

Какие обстоятельства благоприятствовали молодому ученому?

Вопросы и задания

Какие изменения в организации народного образования произошли в 60-70-е гг.? Чем отличалась политика А. В. Головнина и Д. А. Толстого на посту министра народного просвещения?

Какие новые типы начальных, средних и высших учебных заведений возникли в пореформенные годы?

Расскажите о важнейших достижениях естественных наук во второй половине XIX в.

Какую роль в жизни ученых играли научные общества?

Подготовьте сообщение об одном из великих русских историков второй половины XIX в.

Загадка от писателя

§ 36. Русская художественная культура второй половины XIX в.

Событие - современник

Как бы вы охарактеризовали роль меценатов в развитии русского искусства второй половины XIX в.

Почему москвичам казалась странной щедрость С. И. Мамонтова?

Назовите произведения русской живописи, находящиеся на хранении в Третьяковской галерее.

Какие качества личности С. И. Мамонтова и П. М. Третьякова вас привлекают? Почему?

Вопросы и задания

Как отразились в русской культуре особенности русской жизни второй половины XIX в.?

Почему русская литература XIX е. называется классической?

Расскажите о деятельности Товарищества передвижников.

Как вы понимаете девиз М. П. Мусоргского «К новым берегам!»? Только ли к музыке он относится?

Какие проблемы возникли к концу XIX в. в русском театре?

Историческая разноголосица, или кто прав?

Загадка от философа

Задания повышенной сложности

Когда Александру I сказали, что его правление лучше, чем любая конституция, он ответил: «Даже если вы правы, я не более, чем счастливая случайность». Что хотел сказать император?

Ф. Лагарп считал, что Александр I в своих реформах может опереться лишь на меньшинство дворян. Объясните эту оценку. Как бы вы посоветовали монарху действовать в подобных обстоятельствах?

Один камер-лакей, выходя в отставку, просил в награду «отставить его арапом». Чего добивался верный слуга?

Члены Секретных комитетов по крестьянскому делу предлагали Николаю I освободить крепостных без пашенной земли, но император отказывался от этой идеи. Почему он так поступал?

Во время Крымской войны Николай I сказал наследнику престола: «Мне кажется, что в России только ты да я и не воруем». Что заставило его прийти к такому выводу и почему именно в эти годы?

Откуда в царствование Александра II взялись чиновники-реформаторы? Ведь в его правительстве было мало «новых» людей, большинство из них служили в рамках николаевской системы.

В 1861 г. на одной из стен Петропавловской крепости появилась надпись: «Петербургский университет». Объясните ее происхождение.

Ученые утверждают, что в 1860-х гг. в России решалась проблема демократизации политического режима, против чего выступали бюрократия и значительная часть дворянства. Объясните, что значит выражение «демократизация политического режима».

Народник Н. В. Шелгунов писал: «Разночинец есть поднимавшаяся кверху часть народа, имевшая в нем свои корни». Согласны ли вы с таким определением разночинцев?

В Манифесте о восшествии на престол Александра III говорилось: «Посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления... с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую... Мы призваны охранять для блага народного от всяких поползновений». Почему после появления этого Манифеста вышли в отставку ближайшие сотрудники Александра II - великий князь Константин Николаевич, М. Т. Лорис-Меликов, А. А. Абаза и Д. А. Милютин?

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. Вы можете пользоваться материалами, представленными на нашем сайте, исключительно в некоммерческих (личных) целях, иное использование возможно только с писменного разрешения администрации сайта контакты