Раздел I. На пути к современной цивилизации
Глава I. Страницы истории общества и общественной мысли
§ 1. Смысл и направленность общественного развития
1. Каковы основные значения понятия «история»?
2. В чем состоит главная трудность исторического познания?
3. Чем характеризуется стадиально-линейный подход к истории?
4. Каковы основные черты локально-циклического подхода к общественно-историческому развитию?
5. В чем состоят основные различия между теорией формаций и теорией цивилизационных волн развития общества?
6. Каковы сильные и слабые стороны каждого из рассмотренных в параграфе подходов к мировой истории?
7. Какую роль играют духовные ценности в развитии цивилизаций?
8. Как соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»?
Задания
§ 2. Восток и Запад
1. В чем выражается цивилизационное многообразие мира?
2. Какие типы цивилизаций выделяют историки и социологи разных направлений?
3. Как и почему возникло деление мира на Восток и Запад?
4. Какие черты присущи восточному обществу? Что оказало влияние на их формирование?
5. Под влиянием каких факторов складывался менталитет человека западного мира?
6. В чем суть дискуссии по вопросу о перспективах цивилизационного развития?
Задания
§ 3. Особенности древних цивилизаций
1. Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества?
2. В чем состоят трудности современного понимания древних цивилизаций?
3. Какие связи существовали между древними цивилизациями?
4. Какое значение имела письменность и подготовка чиновника в древности? Знаниями из каких областей человеческой деятельности он должен был обладать непременно?
Ответьте на вопросы, привлекая следующие данные: Древнеегипетский писец Хори задавал своему коллеге вопросы, желая уличить того в невежестве: «Каков рацион войска на марше? Сколько нужно кирпичей для постройки платформы заданных размеров? Сколько нужно людей для перевозки обелиска? Как поставить на пьедестал колоссальную статую? Как организовать военную экспедицию?»
В жизнеописании одного из египетских чиновников по имени Уна говорится о том, что сначала он был стражником и судьей, затем занимался поиском камней (для царских памятников) в далекой стране, строил корабли, очищал каналы. а когда разразилась война, стал начальником штаба.
5. Какие выводы о развитии хозяйства и торговли можно сделать из сопоставления следующих фактов?
В Вавилонии во II тысячелетии до н. э. зерно в расчетах играло такую же роль, как серебро. Зерном выплачивалось вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, платили им за наем повозок, волов, ослов.
Задания
§ 4. Древние цивилизации Европы
1. Каковы важнейшие достижения культуры архаической Греции?
2. В чем специфика полисной организации общества?
3. Охарактеризуйте полисную систему ценностей.
4. Раскройте значение цивилизации эллинизма.
5. Какие ценности древнеримской цивилизации, с вашей точки зрения, наиболее значимы и почему?
Задания
§ 5. Древние мыслители о мире и человеке
1. В чем особенности мифологического сознания людей в древности?
2. Какую роль играли мифы на ранних стадиях развития человечества?
3. Каким представлялся мир древнеиндийским мудрецам?
4. В чем суть понятия «дао»?
5. Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство?
6. Как устроена общественная жизнь в идеальном государстве Платона?
7. Какие слои общества и почему, по мысли Аристотеля, придают ему устойчивость?
Задания
§ 6. Цивилизация эпохи Средневековья
1. Один из рыцарей, участников первого Крестового похода, присутствуя на приеме у императора Византии, был возмущен тем, что «один человек может сидеть, тогда как столь славные воины обязаны стоять». Чтобы выразить свой протест, он улучил момент, когда император встал, и уселся на его трон. Из этого примера сделайте вывод о характере отношений между королями и рыцарством на Западе.
2. По каким причинам нигде, кроме городов, в Средневековье не могла возникнуть новая система ценностей?
3. С чем связано появление в XIII в. механических часов на городских ратушах?
4. Могли ли при феодализме существовать демократические формы правления? Обоснуйте свой ответ.
5. Обладание властью в Средневековье обязательно сочеталось с обладанием собственностью. Какова причина?
6. Нередко церковь выступала против ростовщиков и произвола феодалов над крестьянами. Можно ли сказать, что она делала это исходя из интересов неимущих?
7. Какова роль христианства в формировании менталитета представителей различных сословий средневекового общества?
Задания
§ 7. Переход к индустриальной цивилизации
1. Охарактеризуйте основные предпосылки перехода к индустриальной цивилизации.
2. Как изменился способ соединения работника со средствами производства при переходе к индустриальной цивилизации?
3. Какие новые идеалы и ценности складывались в эпоху Возрождения?
4. В чем сущность парламентаризма?
5. Какие изменения в жизни людей характеризовали переход к новой цивилизации?
Задания
§ 8. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху
1. В чем суть теории общественного договора?
2. Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители?
3. Каковы, по мысли А. Смита, условия экономического процветания государства?
4. Почему учение А. Сен-Симона и Ш. Фурье относят к утопическим?
5. С помощью каких понятий характеризуется развитие общества в марксистском учении? Почему оно названо естественно-историческим процессом?
6. Какую роль в общественном развитии основоположники марксизма отводили «революционному насилию»?
7. В чем причины возникновения на рубеже XIX—XX вв. различных течений марксистской мысли?
8. Кому, по мнению сторонников технократизма, должна принадлежать решающая роль в обществе?
9. Какой смысл философы-экзистенциалисты вкладывают в понятия «сущность» и «существование»?
Задания
§ 9. Российская цивилизация
1. Чем можно объяснить неугасающий интерес к историческому прошлому своей страны?
2. Что стало предметом спора между славянофилами и западниками? Как каждая из сторон обосновывала свои позиции?
3. Как повлияли на развитие российской цивилизации ее природные, геополитические особенности, своеобразие пути исторического развития?
4. Как отразилось на судьбе российской цивилизации принятие христианства восточного образца? Какова была роль церкви на различных этапах нашей истории?
5. В чем состоят основные отличия средневековой Руси от европейских государств той же эпохи?
6. Какова была роль государства в нашем обществе? Как и почему она менялась со временем?
7. Почему новое идейное течение в русской общественной мысли начала XX в. получило название «евразийство»? Чем отличаются взгляды евразийцев от позиций западников и славянофилов?
8. Как определяется место России в мире в рамках формационного подхода?
9. Каковы позиции современных исследователей по вопросу о цивилизационной принадлежности России?
Задания
Вопросы к главе I
1. Что общего и каковы наиболее существенные различия а) формационного и стадиально-цивилизационного подходов к истории, б) локально-цивилизационного и стадиально-цивилизационного?
2. Укажите наиболее существенные признаки понятия «цивилизация».
3. Сопоставьте западный и восточный типы цивилизаций. В чем состоят основные различия? Чем их можно объяснить?
4. Покажите связь духовных ценностей (включая философские воззрения) древних цивилизаций с социально-экономическим укладом их жизни, политическим устройством?
5. К какому из указанных типов общества — аграрному, традиционному, архаическому, индустриальному — можно отнести средневековую цивилизацию Европы? Поясните свой выбор.
6. Какие изменения в жизни общества прокладывали путь индустриальной цивилизации? Чем они были вызваны?
7. Охарактеризуйте основные направления развития общественной мысли в индустриальную эпоху.
8. Можно ли применить к России понятие «локальная цивилизация»? Как вы относитесь к различным точкам зрения о российской цивилизации?
Раздел II. Современное общество
Глава II. Современный этап мирового цивилизационно-го развития
§ 10. Многообразие современного мира
1. Чем можно объяснить социально-экономическое, политическое, этническое, культурное разнообразие современного мира?
2. Что свидетельствует о сохранении черт традиционного общества во многих странах и регионах мира?
3. Какие изменения испытало традиционное общество в новейшее время? Чем они были вызваны?
4. Какими группами стран представлено в современную эпоху индустриальное общество? Кратко охарактеризуйте эти группы стран.
5. Раскройте проблемы и противоречия в развитии индустриального общества.
6. Чем характеризуется постиндустриальная цивилизация?
7. Почему реформы в России стали необходимыми?
8. В чем заключаются основные ориентиры российских реформ?
9. Каковы условия выхода страны из кризиса и преодоления его последствий?
Задания
§ 11. Целостность и противоречивость современного мира
1. Что такое процесс глобализации?
2. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
3. В чем выражается противоречивость процесса глобализации?
4. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
5. Чем вызван экологический кризис?
6. Каковы основные принципы миропорядка, которые могут предотвратить угрозу новой мировой войны?
7. В чем заключается проблема «Север — Юг»?
8. Как проявляется взаимосвязь глобальных проблем?
Задания
§ 12. Научно-технический прогресс
1. Что такое современная научно-техническая революция? Каковы ее этапы?
2. Почему меняется положение человека в системе производства?
3. Какие изменения в производстве и в быту происходят вследствие НТР?
4. Какое влияние оказывает НТР на природную среду?
5. В чем заключаются противоречия НТР?
Задания
Вопросы к главе II
1. В чем проявляется многообразие современного мира?
2. Чем обусловлено единство современного мира? Почему единство мира не исключает его многообразия, а многообразие не исключает единства?
3. Каковы «плюсы» и «минусы» глобализации?
4. Какую роль в глобальных процессах играет научно-техническая революция второй половины XX в.?
5. Что свидетельствует о том, что глобальные проблемы затрагивают судьбы всего человечества?
6. Каково место России в современном мире? При каких условиях ее роль в глобальных процессах будет возрастать?
7. Какие задачи должны быть решены в нашей стране, чтобы она вошла в число процветающих стран мира?
Глава III. Современная экономика
§ 13. Экономика и ее роль в жизни современного общества
1. От чего зависит уровень жизни в стране?
2. Какие формы собственности существуют в современном мире?
3. Как изменяется качество экономического роста под влиянием НТР?
4. В чем состоят изменения качества экономического роста в условиях НТР?
Задания
§ 14. Рыночные отношения в современной экономике
1. Какие варианты (модели) организации экономической жизни существуют в современном мире?
2. Каковы главные признаки свободного рынка?
3. Как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы? Что значит «регулируемый рынок»?
4. Каковы способы государственного регулирования рыночной экономики?
5. Какие основы рыночной экономики созданы в России в 90-х гг.? В чем заключаются негативные последствия и перспективы рыночных реформ в России?
Задания
§ 15. Экономическая политика государства
1. Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? Назовите основные методы воздействия государства на экономику.
2. В чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику?
3. Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?
Задания
§ 16. Человек в системе экономических отношений
1. В чем состоит проблема преодоления отчуждения? Каковы пути ее решения?
2. От чего зависят доходы семьи?
3. Что такое культура потребления?
4. От чего меняется отношение человека к труду?
5. Что такое предпринимательская деятельность? При каких условиях она успешна?
Задания
Вопросы к главе III
1. Каковы основные признаки рыночной экономики? Каковы ее сильные и слабые стороны?
2. Чем современная рыночная экономика отличается от «свободного» рынка?
3. Почему наиболее эффективной экономической системой в наше время является смешанная экономика?
4. Каковы основные экономические функции и задачи современного государства?
5. Какие методы и формы государственного регулирования используются правительством для стабилизации экономики?
6. Зачем и каким образом государство вмешивается в работу рынка?
7. Какие возможности применения своих способностей имеет человек в современной экономике?
8. Что нужно делать, чтобы обеспечить благосостояние свое и своей семьи?
Глава IV. Социальное развитие
§ 17. Социальная структура и социальные отношения
1. Что такое социальная дифференциация?
2. Устранимо ли социальное неравенство?
3. В нем отличие класса (в марксистском понимании) от страты?
4. Что в социологии понимается под социальной мобильностью?
5. Какие «социальные лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека?
6. Какова роль семьи в современном обществе?
7. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?
8. В чем отличия маргиналов от люмпенов?
9. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?
Задания
§ 18. Молодежь в современном обществе
1. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
2. Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?
3. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
4. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.
5. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
6. В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?
7. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?
8. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
9. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной культуры.
10. Что свойственно неформальным молодежным объединениям?
Задания
§ 19. Нации и межнациональные отношения
1. С чем, по мнению ученых, связано развитие различных исторических форм общности людей?
2. Что характерно для нации как наиболее развитой формы общности людей?
3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении нации.
4. Охарактеризуйте основные черты межнациональной интеграции, типичные для нашей современности. Объясните, чем обусловливается этот процесс.
5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
6. Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем опасность национализма?
7. Что такое геноцид? Приведите известные вам примеры геноцида.
8. Почему наука утверждает, что ни один народ не гарантирован от проявлений национализма и шовинизма?
9. В чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам в современном мире?
10. Сравните цели и сущность антигуманной и демократической национальной политики.
Задания
§ 20. Социальный статус личности
1. Что такое социальный статус личности и чем он определяется?
2. Какие позиции включает прирожденный статус; достигаемый статус?
3. Что такое социальная роль?
4. Как связаны роль и статус?
5. Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?
6. Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?
7. В чем сущность процесса социализации?
8. Какова роль семьи в социализации личности?
9. Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?
10. Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Задания
Вопросы к главе IV
1. Какие элементы образуют социальную структуру общества?
2. Чем определяется положение человека в обществе?
3. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют социальной мобильности?
4. Можно ли считать семью а) социальным институтом, б) малой группой? Обоснуйте свой ответ.
5. В чем отличие национальной общности от других видов социальных общностей? Относится ли национальная принадлежность к предписанным статусным характеристикам личности? Если да, то как с этим соотносится существующее в демократических странах право каждого человека лично определять свою национальную принадлежность?
6. В чем состоит процесс социализации личности? Какие социальные институты участвуют в этом процессе?
Глава V. Политическая жизнь современного общества
§ 21. Политическая система и ее роль в жизни общества
1. Что такое политика?
2. Какова структура политической системы?
3. Почему государство является главным институтом политической системы?
4. Какую роль играют в ней политические партии?
5. Что такое политические нормы?
6. В чем суть культурно-идеологического и коммуникативного элементов политической системы? Перечислите основные признаки понятия «политическая система», сформулируйте его определение.
Задания
§ 22. Правовое государство и гражданское общество
1. Покажите, что государство является главным звеном политической системы.
2. Каковы принципы правового государства?
3. Какие международные документы о правах человека вам известны? Раскройте их сущность и значимость.
4. Охарактеризуйте гражданское общество.
5. Какова взаимосвязь гражданского общества и государства?
6. Что такое местное самоуправление? Какова его роль в гражданском обществе?
Задания
§ 23. Отрасли российского права: основные понятия и нормы
1. Каковы общие черты и в чем специфика отраслей российского права?
2. Чем отличается трудовой договор (контракт) от гражданско-правовых договоров? Поясните свой ответ конкретными примерами.
3. В чем сходство и основное отличие административного проступка от преступления?
4. В каких законодательных актах закрепляется правовое положение несовершеннолетних? Как вы оцениваете эти документы и почему именно так?
5. Как вы понимаете положение о том, что российское право призвано стать мерой свободы и справедливости?
Задания
§ 24. Демократия
1. Объясните, на основании чего демократию признают способом организации политической системы, всей жизни общества.
2. Какие демократические принципы вам известны? Как они взаимосвязаны?
3. Раскройте сущность политического плюрализма. Объясните, что такое многопартийность. Какие партийные системы вам известны?
4. Каковы принципы парламентаризма? Как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства? Согласны ли вы с тем, что парламентарии — «слуги народа»? Свой ответ поясните.
5. В чем состоит содержание демократических преобразований в Российской Федерации?
6. Каковы особенности современной политической жизни России?
7. Каково ваше отношение к демократии? На чем основана ваша точка зрения?
Задания
§ 25. Политический статус личности
1. В чем, по-вашему, сходство и различие между политико-правовым и социальным статусом личности?
2. В чем сходство и различие выборов депутатов от округов по спискам избирательных объединений, высших должностных лиц?
3. В чем трудность выбора, который должен сделать избиратель?
4. Что может служить ориентирами сознательного выбора?
5. Чем формально-должностной аспект политического лидерства отличается от аспекта личностного?
6. Что вы знаете о деятельности Президента РФ, губернатора (президента) в своем регионе?
7. Какими личностными качествами должны обладать парламентарии, а какими — президент и почему?
8. Чем должен руководствоваться избиратель, чтобы сделать максимально правильный выбор? Как вы полагаете, такой максимально правильный выбор определяется личным желанием гражданина или потребностями его страны?
Задания
Вопросы к главе V
1. Что представляет собой политическая система современного общества? Охарактеризуйте ее основные элементы.
2. Какова роль политической системы в жизни человека и общества?
3. Каковы отличия авторитаризма от тоталитаризма?
4. Почему демократия является самым прогрессивным политическим режимом? В чем ее достоинства и недостатки?
5. Как связаны между собой понятия «демократия», «права человека», «правовое государство», «гражданское общество», «политический плюрализм», «парламентаризм», «демократическая политическая культура»?
6. Кем и как осуществляется в современном обществе защита прав человека?
7. В чем сходство и различие государственного управления и общественного самоуправления?
8. Какие политические роли может выполнять гражданин в демократическом обществе и почему?
9. Объясните, почему каждому россиянину сегодня необходимо учиться культуре демократии.
Глава VI. Духовные ценности современного общества
§ 26. Духовная культура
1. Что такое культура? Каковы ее основные виды?
2. В чем и как проявляются традиции и новаторство в культуре?
3. Какие разновидности культуры в культуре вы знаете? Расскажите о них.
4. Что такое диалог культур? Приведите примеры такого диалога в реальной жизни.
5. О. Мандельштам писал: «В священном исступлении поэты говорят на языках всех времен, всех культур. Для них нет ничего невозможного. Как комната умирающего открыта для всех, так дверь всего мира настежь распахнута перед толпой. Внезапно все стало достоянием общим. Идите и берите».
Как это высказывание поэта связано с проблемой преемственности в культуре? В чем особенность преемственности в искусстве?
6. Чем характеризуется современное состояние отечественной культуры?
7. Каковы особенности современного отечественного потребителя культурной продукции?
8. Создавая аллегорический образ взаимодействия человека и массы, художник-иллюстратор В. Финглей рисует огромное чудовище с клыкастым смеющимся ртом, готовое пожрать человека.
Какая сторона воздействия массовой культуры на личность нашла отражение в этом рисунке?
Задания
§ 27. Наука, образование, искусство
1. Что такое наука?
2. В чем заключается проблема этики в науке?
3. Какова роль образования в жизни современного общества?
4. «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвиденье и польза»,— утверждал Д. И. Менделеев. Как вы понимаете смысл этих слов?
5. Что следует понимать под гуманизацией, гуманитаризацией и интернационализацией образования?
6. В чем особенности искусства как формы культуры? Какие вы знаете основные виды искусства?
7. Чем характеризуются роль и место искусства в культуре XX в.?
8. Есть ли общие черты в таких формах культуры, как образование, наука, искусство? Если есть, то в чем они заключаются?
Задания
§ 28. Религия в современном мире
1. В чем особенности религии и религиозного мышления?
2. Дайте обобщенные характеристики мировых религий.
3. Каковы общие черты нравственных заповедей в мировых религиях?
4. Как вы понимаете свободу совести и веротерпимость?
5. Чем, по вашему мнению, объясняется большая роль религии в жизни современного общества?
6. Вспомните, какие религии вами изучались в курсе истории. Чем, по-вашему, объясняются их общие черты и особенности?
Задания
§ 29. Средства массовой коммуникации и культура
1. Что такое массовая коммуникация?
2. Чем отличается массовая коммуникация от процесса коммуникации вообще?
3. Какие признаки массовой коммуникации проявляются в современном обществе?
4. Чем массовая коммуникация отличается от массовой информации?
5. Какие функции массовой коммуникации превращают ее в важнейшее средство развития культуры?
Задания
§ 30. Духовный мир человека
1. Что составляет духовную жизнь человека?
2. Как связаны между собой общечеловеческая, национальная культуры и духовное богатство личности?
3. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?
4. Какие ценности и почему называются общечеловеческими?
Задания
1. Как вы понимаете положение о том, что духовность — это целостность мышления, деятельности и чувств?
2. Покажите связь мировоззрения с общей культурой личности.
3. Охарактеризуйте влияние духовности и интеллигентности на деятельность человека.
§ 31. Путь к духовной личности
1. Какие реалии нашей жизни препятствуют формированию духовной личности?
2. Что показали проведенные психологами кросскультурные исследования менталитетов народов разных стран?
3. Какой вид связей между людьми наиболее существен в нашем обществе?
4. Как связаны моральность и духовность личности?
5. Чем характеризуется социальное мышление личности?
Задания
1. В чем, по-вашему, причины того, что множество людей находится в состоянии депрессии, не понимая происходящего в обществе, не зная, как жить дальше?
2. Есть ли у вас потребность обдумывать причины поступков людей? Связываете ли вы поступки данного человека с его личностью, обстоятельствами или социальными условиями в целом?
Вопросы и задания для итогового повторения
1. Что входит в понятие «духовная культура общества»? Как связаны материальная и духовная культура?
2. Каков смысл выражения «культуры в культуре»? Какие явления современной культурной жизни можно отнести к культуре а) народной, б) массовой, в) элитарной?
3. В чем состоят основные проблемы современной отечественной культуры? Проанализируйте более основательно одну из них (на выбор). Предложите свои пути разрешения данной проблемы.
4. Опираясь на известные вам признаки понятия «общественный институт», докажите, что науку, образование и религию можно отнести к важнейшим институтам общества.
5. Сопоставьте научные и религиозные взгляды на мир и место человека в нем. Возможно ли, на ваш взгляд, сближение позиций науки и религии? Может ли человек разделять научные взгляды на мир и его устройство и быть при этом религиозным? Обоснуйте свои выводы.
6. Можно ли считать понятия «духовный мир», «сознание», «менталитет» синонимами? Если да, то почему вы так считаете?
|