НЕГИНА — героиня комедии А.Н. Островского «Таланты и поклонники» (1881). Н., молодая талантливая актриса провинциального театра,— один из самых обаятельных образов в драматургии Островского, не случайно давшего ей свое имя и отчество: Александра Николаевна. Она — как «белый голубь в стае черных грачей» среди мещанской провинциальной жизни. Существо таланта Н. в том, что она богато одарена «чувством» и ее игра отличается теплотой и искренностью. За эти «редкие и дорогие качества души» ее полюбила публика. Зрители «рады все руки себе отхлопать, по десяти раз вызывают Негину». Равнодушная к околотеатральной суете, Н. живет «затворницей», берет уроки у студента Пети Мепузова. Впечатлительная, эмоциональная натура, Н. глубоко воспринимает его «уроки добра», которые воплощаются ею в ролях романтических героинь. Традиционный для Островского конфликт «идеального» и «житейского» не миновал и этой пьесы. Наступает момент, когда Н. «не преподавание нужно, а деньги», так как в предстоящий бенефис ей на сцену выйти не в чем. Отвергнутый ею старый волокита князь Дулебов затевает против нее «адскую интригу», и Н. оказывается в отчаянном положении. Бенефис срывается, контракт с театром из-за ссоры с князем продлен не будет, денег нет. Богач Великатов появляется в жизни Н. как искуситель, вовремя и «деликатно» предлагая то, что ей жизненно необходимо: платье для бенефиса, покупку бенефиса и, наконец, целый театр. Н. в смятении перед трудностью выбора: «честная трудовая жизнь» с благородным и умным Мелузовым или — ценой «позора» — жизнь в театре. Н. уезжает из города, выбирая Великатова и театр. Она разом отбрасывает все, что могло погубить ее талант: домогательства «поклонников», наглую бесчестность антрепренеров, досадные хлопоты о бенефисных «сборах», унизительную бедность «тихой семейной жизни». В сцене отъезда она умоляет Петю понять и простить ее: «Если бы я вышла за тебя замуж, я бы скоро бросила тебя и ушла на сцену; хотя бы за маленькое жалованье, да только бы на сцене быть». Жестокая «проза жизни» побеждает в пьесе, но трогательная беззащитность Н., ее душевная грация, страстная приверженность театру просветляют безнадежность финала. Первая исполнительница роли Н. — М.Н.Ермолова (1881). Среди других исполнительниц — М.Г.Савина (1882), В.Ф.Комиссаржевская (1895).
|