КУЗОВКИН — герой комедии И.С.Тургенева «Нахлебник» (1848; ценз. назв. «Чужой хлеб», 1957). Василии Семеныч К.— нахлебник, бедный дворянин, более двадцати лет проживающий на хлебах в имении Кориных-Елецких. Судьба К. отражает целое социальное явление. Приживалы (разного рода — от К. до Ракитина) — знак дворянского быта, часть интерьера дворянской усадьбы, люди, лишенные семьи и собственного дома, чужие везде,— становятся «сквозными» героями творчества Тургенева (связь «Нахлебника» с «Записками охотника» отмечается всеми исследователями). Образ К.— это особый тип «маленького», «забитого» человека, человека без «своего круга», долгие годы ведущего бесперспективную тяжбу за сельцо Ветрово, отчаявшегося и нравственно искалеченного еще в молодости, низведенного до роли шута в доме своего благодетеля, помещика Корина, трагически скрывающего свою преступную любовь к его жене. Тургеневу важна биография героя (внесце-ническая история, рассказанная К. Ольге). Вечно униженный, оскорбленный и осмеянный, носящий платье «с чужого плеча», бессловесный, кроткий, К. двадцать лет носил в себе тайну рождения Ольги, не осмеливаясь даже подумать, что когда-нибудь назовет ее дочерью. Начало пьесы, сюжетно связанное с приездом молодых хозяев в родовое имение Ольги Елецкой, ничем не предвещает драматической развязки. Завтрак, устроенный петербургским чиновником Елецким, заканчивается унизительным скандалом: на старика надели шутовской колпак, и К., не выдержавший унижения, поднимается до протеста, объявляя всем, что Ольга его дочь. Он хорошо понимает, что лишний среди новых господ, но перед дочерью шутом быть не может. Так социально-житейские явления переплавляются в явления психологического и нравственного порядка. К., резко сломав представления окружающих о себе, должен бежать из этого дома. Он нарушил покой, порядки и нормы поведения «образованного стола». Перепутаны роли, привычные в жизни места, разорваны общественные конвенции. Но бунт героя — это измена и самому себе. Он не может занять место хозяев, встать рядом с ними — слишком тяжел груз прожитых лет, привычек «раба». К., не потерявший своего достоинства («меня нельзя купить»), не способен жить иначе: маска маленького человека навсегда скрыла лицо дворянина К. И потому он раскаивается, дрожит, едва стоит на ногах. Ради любви к дочери он жертвует собой; принимает от Ольги деньги, чтобы спасти ее самолюбие, возвратить покой. Ветрово добывается ценой молчания. Финал пьесы лишен мелодраматизма и сентиментального примирения. К. раздавлен, его отъезд равносилен смерти. Тургенев рассказывает не «маленькую драму маленьких людей». Писатель утверждает права каждой «незначительной» личности. «Нахлебник» — комедия, но не сатира. Автор смотрит на К. трезво и правдиво, но тон его полон любви и сострадания, без умиления и унижающей жалости. Роль К. предназначалась для М.С.Щепкина и была им сыграна в 1862 г. Другие исполнители: П.В.Васильев (1862), В.Н.Давыдов (1882), А.Р.Артем (1912). М.М.Яншин (1969).
|