Набоков Владимир Владимирович - Видный рус. и амер. прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произв. др. жанров; один из классиков рус. эмигрантской и амер. лит-р 20 в. Род. в СПБ (сын и внук видных политич. деятелей, соответственно, министра юстиции и одного из лидеров партии кадетов), окончил Тенишевское уч-ще, эмигрировал из России в 1919 г., в Великобритании окончил Кембриджский ун-т (изучал славянские и романские яз. и лит-ры, а также энтомологию); жил в Германии, Франции, зарабатывая на жизнь уроками англ. и франц., тенниса, составлением шахматных задач и кроссвордов. В 1940 г. эмигрировал в США, где вел науч. работу (по энтомологии), преподавал в Корнеллском ун-те в Итаке (шт. Нью-Йорк); с 1959 г. проживал в Швейцарии, где и умер. Печататься начал с 1910-х гг., быстро выдвинувшись в первые ряды рус. эмигрантской лит-ры (писал под псевд. В. Сирин); в США начал писать на англ. яз., переведя мн. собственные произв. с одного языка на др.
Тв-во Н., величайший в истории лит-ры 20 в. пример успешного «двуязычия», представляет собой сложный феномен, соединяющий традиции рус. реалистической лит-ры и зап. модернизма. Задолго до того, как Н. приобрел всемирную (в осн., скандальную) известность романом «Лолита» [Lolita] (англ. 1955 Франция; рус. 196. США), он стал известен узкому кругу рус. читателей за рубежом. Во мн. близкие европ. традиии, идущей от Марселя Пруста и Ф. Кафки, романы Н. часто содержат фантаст. элементы. В «Короле, даме, валете» (рус. 1928 Германия) описаны автоматы (см. Андроиды, Машины), в «Соглядатае» (рус. 1938 Франция; 1938 Франция) жизнь после смерти (см. Бессмертие, Сверхъестественное); роман-фарс «Приглашение на казнь» (рус. 1937 Франция; 1938 Франция) представляет собой образец абсурдистской НФ в духе Ф. Кафки и антиутопии; элементы последней можно найти в р-зе «Истребление тиранов» (рус. 19..) и романе «Зловещий изгиб» [Bend Sinister] (англ. 1947). Действие романа «Ада, или пыл: семейная хроника» [Ada, or Ardor: A Family Chronicle] (англ. 1969; рус. 1996) происходит в вымышленной стране Эстотии, в которой преобладает «амер. рус.» культура; по мнению большинства амер. критиков, можно говорить с долей условности, необходимой, когда дело касается тв-ва Н. о некоей «альтернативной» Америке, может быть, даже завоеванной Сов. Союзом (см. Альтернативная история, Политика). Наиб. близка к жанру НФ пьеса Н. «Изобретение вальса» (рус. 1938 Франция; испр. англ. 1966 [The Waltz Invention]), герой к-рой изобретает миниатюрную «атомную бомбу» и шантажирует власть имущих, требуя передать всю власть ему (см. Изобретения и открытия, Оружие, Ученые, Ядерная энергия); для историка НФ также представляют интерес р-зы «Посещение музея» (рус. 1939), «Крылатые сестры» (англ. 1959), «Ланцет» (англ. 1952). Н. известен и как специалист по рус. классической лит-ре; среди его работ эссе «Николай Гоголь» [Nikolai Gogol] (англ. 1944).
|