Хлебников Велимир (псевд. Виктора Владимировича Хлебникова, 1885 - 1922) Рус. поэт, один из зачинателей футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка. Род. в с. М. Дербеты в Калмыцкой степи, учился на физ. мат. ф-те Казанского ун-та, перевелся в СПБ ун-т (учился также на славяно-рус. отделении историко-филол. ф-та), но не окончил его, переключившись на лит. деятельность; сблизился сначала с символистами, а потом связал свое тв-во с футуризмом. Окт. революцию воспринял в романтическом ключе, как подступы к осуществлению собственной утопии; во время Гражданской войны исходил и изъездил пол-России, пропагандируя собственное тв-во; дважды болел тифом и умер в результате тяжелой болезни. Тв-во Х. до сих пор привлекало внимание больше филологов и теоретиков искусства, нежели читателей; между тем его поэзия имеет богатое и сложное духовное наполнение. В мировоззрении Х. перекрещивались оригинальные концепции историч. процесса, природы времени, природы чисел, активное неприятие пошлости окружающего мира (разделенного Х. на «дворян» и «творян», «приобретателей» и «изобретателей»), влияние трудов философа-утописта Н. Федорова, неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского, книги А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» и мн. др. Все вместе преломилось в своеобразный утопический мир, отразившийся прежде всего в крупных произв. поэмах и драмах: «Журавль» (1909), «Гибель Атлантиды» (1910), «Дети Выдры» (1913), «Ладомир» (1920); или в трудно идентифицируемых по жанру «открытых письмах»: «Воззвание Председателей земного шара» (1917), «Труба марсиан» (1916), «Лебедия будущего» (1918) и др.; мн. утопические наброски объединены автором в сб. «Кол из будущего» (1921). Гл. признаки этой своеобразной утопии преодоление разобщенности людей с людьми, людей с природой, сосуществование прошлого, настоящего и будущего. Для Х. Разин и Лобачевский, Ганнибал, Коперник и Ломоносов были современниками, вступающими в непосредственный диалог c поэтом; идея слияния духовного опыта всего человечества, приводящего к возникновению «временного» царства справедливости, близка соответствующим взглядам творцов учения о ноосфере Пьера Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского.
|