Тютчев - анализы стихотворений


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Анализ стихотворения

анализы стихотворений

Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



 

Два первых четверостишия - описание "радужного виденья" и состояния лирического героя. Первая строфа очень динамична: вот появляется радуга, вонзается одним концом в леса, другим - в облака, обхватывает полнеба и... "изнемогает". Как же достигается такое ощущение?
Прежде всего - благодаря синтаксису. Простое и сложносочиненное предложения читаются на одном дыхании, позволяя обратить внимание на эпитеты: " воздушная арка", "влажная" синева неба. Что в них? Невесомость, легкость, растворимость во всем вокруг... Впечатление зыбкости передается читателю. Удивительно и то, как описывается радуга. Как живое существо, которое может торжествовать, изнемогать, уходить за облака. Все это происходит там, наверху, а лирический герой здесь, на земле, но об этом забываешь, читая первую строфу. Такое обращение и растворение в мире, нам не подвластном, в мире чего-то Высшего, Космоса, свойственно Тютчеву. На четыре строки -только два союза; первый передает двойственность того, как появилась радуга на небе: неожиданно и ярко; другой - внезапность ее "изнеможения" (читай: исчезновения). Инверсия в первом предложении делает акцент на "минутном торжестве" арки. Для автора важно ощущение всесильности, царственной важности радуги, символа счастливой безмятежности, мирного, ничем не омраченного существования, напоминающего аркадскую идиллию.
Вчитаемся в первые две строки:
а-е-о-и-а-о-и-я-о
а-а-о-е-а-и-е-е
Ассонанс поражает: нет тяжелых -ы-, -у-, а только легкие, льющиеся звуки.
Несколько другая по характеру аллитерация:
к-к-н-ж-д-н-н-р-к
н-в-п-ж-н-н-б-с-н-в
С легкими, как вздох, сонорными согласными соседствуют -ж-, -р-, -к-. Не только мимолетность видения, но и величие, даже намек на монументальность передают они.
Нельзя не отметить и то, что в первом четверостишии Ф.Тютчев использует удивительную метафору ("воздушная арка"), создавая налет загадки, и лишь переходя ко второй строфе, понимаешь, что скрывается за ней - радуга. Чувства, эмоции переполняют лирического героя. Вот отчего предложения заканчиваются восклицательными и вопросительными знаками. Междометие, глаголы побудительного наклонения - все выражает предельную душевную напряженность героя. Только в этом, втором, четверостишии появляется глагол в настоящем времени (мы не рассматриваем последние две строки стихотворения, о них - отдельно). Прошедшее время указывало на мимолетность, непостоянство, а значит, и особую ценность радужного видения. "Оно дано нам на мгновенье"... Именно мгновенность всего вокруг нас и необходимость осознавать такую особенность мира природы, беречь ее, ибо только тогда возможна гармония, - подсказывает глагол "дано".Что было - что стало: философски осмысляется не только природа, но и бытие человека, его существование в дисгармоничном мире.

Вторая строка строфы содержит слова старославянской лексики: нега, очи. Зачем? Поэтичность, переполненность чувствами лирического героя рвется наружу, ему недостаточно таких слов, как: глаза, удовольствие, радость... Кульминация - в строке: "Еще минута, две - и что ж?" Да, и что дальше будет, что произойдет, поведай же нам, автор!
.. .Резкий спад, как с вершины горы - бух! Минорное настроение, пессимизм, обреченность, иная интонация - интонация жгучей печали, горести. Ф.Тютчев верен себе, своей обращенности к проблемам мироздания, вечным, сложным. Жизнь мимолетна, и, наслаждаясь ею, впитывая радости Аркадии, не забывай об этом, читатель!
Минутность, мгновенность и величие природы, искренность чувств и внимание к незыблемому - все это требует определенной мелодии стиха, создаваемой ритмом -пятистопным ямбом.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.