«Когда разгуляется...» — кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б.Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нём открыто выражено мироощущение позднего Пастернака. Действительно, когда зарядит на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности... Кажется, не будет этому состоянию ни конца, ни краю... Но вот где-то среди серых и мрачных туч вдруг появится совсем малюсенький кусочек чистого неба — и всё, этого достаточно: ты готов, как в полусне, как завороженный, словно молитву, повторять и повторять пастернаковское: Когда на исходе дней дождливых Ты чувствуешь, что с твоей душой уже происходит странная метаморфоза. И так каждый раз. На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых. Но в заключительных строфах появляется образ собора. Для того чтобы понять, что появление образа собора подготовлено всем предыдущим текстом, достаточно проанализировать только цветовые ассоциации, возникающие в нашем воображении. Собор — крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Обычно в соборе проводятся особо важные, торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и особо богатое, пышное убранство. Даже неверующий человек, попадая в такой храм, испытывает восторг от того, что его окружает. Именно красота и торжественность христианских богослужений и убранства церквей привлекли в своё время внимание Владимира Крестителя и, помимо всего прочего, склонили его к введению на Руси именно этой религии. Основной цвет в отделке любого собора — золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее “внутренность” собора и тем большее впечатление он производит. Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зелёный, то есть чистые, светлые тона. Большое озеро как блюдо... Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет — озеро. Обычно, когда мы вызываем в своём воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета — цвета неба, отражённого в нём. Уже следующие строки отсылают нас к небу: За ним скопленье облаков, Голубой, белый. Кроме этого, ледяной блеск горных вершин, а отсюда недалеко до более эмоционально окрашенного слова “сияние” и тех чувств и впечатлений, которые оно способно разбудить в душе читателя. По мере смены освещения Горит... Это традиционная в русской поэзии и в то же время очень живая, ёмкая, богатая метафора. Здесь и вся цветовая палитра огня, и сияние солнца (источника тепла, жизни), и блеск золота (символа богатства и благополучия)... Когда в исходе дней дождливых Синева неба, блеск солнца, зелень листьев (помните: синий, золотой, зелёный?) — все эти образы собраны автором в один-единственный — но какой! — живопись . Сколько лёгкости, движения, жизни в этом сравнении! Живопись — в цветном стекле. И мы уже понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном ли окне вобрало в себя не только внешние признаки окружающего мира, но и душевное состояние лирического героя, а вместе с ним и наше, читательское. И теперь уже как нечто само собой разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой строфы: Как будто внутренность собора — Простор земли... Собор — это дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя. Лирический герой испытывает чувство благодарности Богу за то, что живём, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце. Последняя строфа, звучит как откровение, как молитва: Природа, мир, тайник вселенной, Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт даёт возможность и нам, читателям, испытать те же переживания. |
|