Данное стихотворение М.Цветаевой из цикла "Стихи к Блоку", как ни странно, написано в 1916 году, за пять лет до смерти Александра Блока.Трудно сказать, то ли Цветаева предвидела ее наперед, то ли ощущала, что гибель уже пришла, духовная гибель, потому что поэта таким, как он был в 1905-1909 годах, уже никогда не будет. В замысле поэта я и попыталась разобраться в ходе моего исследования этого стихотворения-реквиема.
Любое художественное произведение можно представить в виде молекулы, которая воспринимается читателем как цельный образ. Этот образ складывается путем сочетания так называемых "атомов" - синтаксических конструкций, стилистических фигур, которые в свою очередь, состоят из более мелких "частиц" - слов и самых мелких единиц - звуков. Особый подбор этих средств и создает художественный образ произведения.
Читая данное стихотворение вслух, нельзя не заметить, что оно строго диктует нам определенную интонацию: схема - первые две строки четверостишия поизносятся с повышением, а две последние - с понижением голоса - повторяется в первых трех катренах. Четвертый и пятый имеют другой интонационный рисунок:в четвертом первая и третья строки произносятся с повышением интонации, вторая и четвертая - с повышением. В последнем четверостишии голос понижается на каждой строке. Несмотря на торжественность последних двух строк, в которых, на первай взгляд, заключена идея данного стихотворения, они звучат как-то тихо, словно действительно на похоронах. Поэт использует звуковую антитезу: Черный читает чтец (аллитерация),звук [Ч] вносит в речь неблагозвучие, презрение к тому, о чем рассказывается. Топчутся люди раздные - частое использование согласных. Как непохожи последние строки на предыдущие:
- Мертвый лежит певец
И воскресенье празднует
Гармонически повторяющие музыкальные созвучия создаются за счет обилия гласных. Звуковой контраст усиливает эффект главной антитезы всего стихотворения - умер-празднует воскресенье. Но, как уже было сказано выше, последние строки, которые должны прозвучать мощным аккордом, читаютсч с понижение голоса. Разгадка этого явления скрыта в остальных стихотворениях цикла "Стихи к Блоку". Самая частая метафора этого цикла - Блок-ангел, Блок-святой:
Всем отданы герой и царь,
Всем - праведник- певец - и мертвый.
("Так, господи! И мой обол..." 1921)
Не проломанное ребро -
Переломанное крыло.
("Не проломанное ребро..." 1921)
И не знаешь ты, что с зарей в Кремле
Я молюсь тебе - до зари.
(У меня в Москве - купола горят..."1916)
И имя твое, звучащее словно: ангел.
("И тучи оводов..."1926)
Стихотворения эти многократно интерпретировались и анализировались. Неназывание имени "Блок" связывалось с исхиазмом и имяславской ересью. Цветаева славит имя Блока, но не называет его как сакральное. Имяславием интересовался Мандельштам, с которым как раз в это время Цветаева переживала всплеск романтических отношений. Но есть одно серьезное возражение против этого взгляда: имяславие требовало постоянного повторения самого имени Иисус, а не сокрытиях его в сравнениях и уподоблениях:
Цепок, цепок венец из терний!
("Не проломанное ребрро..." 1921)
В руки, бледные от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
Свете тихий- святыя славы -
Вседержатель моей души.
Русь - Пасхою к тебе плывет,
Разливом тысячаголосым.
Последняя цитата возвращает нас к концу анализируемого стихотворения (Воскресенье - Пасха) Продолжение темы воскресения мы находим еще в одном стихотворении цикла:
Без зова, без слова-
Как кровельщик падает с крыш.
А может быть, снова
Пришел, - в колыбели лежишь?
Однако далее в этом же стихотворении Цветаева опровергает свои слова:
А может быть, ложен
Мой подвиг, и даром - труды.
Как в землю положен,
Быть млжет, - проспишь до трубы.
Огромную впалость
Висков твоих - вижу опять.
Такую усталость -
Ее и трубой не поднять.
То есть Блок не воскреснет, он умер, как все живое, все плотскре, однако он не сможет подняться на Великий Суд, который, согласно Евангелию, поднимет всех умерших. Это опять наводит на мысль, что Блок для Цветаевой был, прежде всего духом, душой, а не человеком. А раз он не являлся для Цветаевой, то и дата физической его не важна, - когда при пожаре гибнет икона, верующий не будет скорбеть о святом, изображенном на ней.
Блок не как человек - как явление литературы или даже явление жизни, быть может, последний поэт-лирик с классическими идеалами уже умер. Сам Блок оценивал период своего творчества 1914-1918гг.как рождение нового "человека общественного", а для Цветаевойэто не была эволюция человека и гражданина, это была смерть. После такой смерти. когда не убили. не распяли, а "заставили умереть", воскреснуть невозможно.