Страшные годы, ужасные времена, наитяжелейшие испытания веры, силы воли - тяготеют над судьбой поэта-символиста, живущего на изломе веков чёрно-сизые тучи, грозящие разразиться разрушающим дождём. Но не прогибается душа поэта под сокрушающими ударами жизни, рвутся на волю смелые мысли, облекаемые в форму слов, рождается стихотворение. Есть минуты, когда не тревожит, Роковая нас жизни гроза: Кто-то на плечи руки положит, Кто-то ясно заглянет в глаза…
И мгновенно житейское канет, Словно в тёмную пропасть без дна… И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина…
И напев, заглушённый и юный В затаённой затронет тиши Усыплённые жизнию струны, Напряжённой, как арфа, души.
Блок-поэт. Блок-символист. Блок-художник. Блок-музыкант. Блок-одиночка. Одиночество. Одиночество-это скорее слабость, чем сила. В своём стихотворении Блок радуется мгновенной передышке в бурном течении жизни, взывает к единению человеческих душ, воспевает гибель одиночества, восхваляет человеческую способность чувствовать. Невольно хочется провести параллель между блоковской элегией «Есть минуты, когда не тревожит...» и стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Та же напевная мечтательность, схожие мотивы одиночества роднят строки поэтов, разделённых почти сотней лет. Передаётся читателю и настроение поэта: немного светлой грусти, нечеловеческой тоски и какой-то неясный восторг льётся неисчерпаемым потоком извне и переполняет душу. Также хочется отметить некую неясность, загадку, тайну, которую сложно разгадать. Кто же этот неведомый «кто-то», оказывающий поддержку лирическому герою-поэту? Любимая женщина? Верный друг? Сама жизнь? Я не знаю ответа. С целью разнообразить, завуалировать и внести в атмосферу секретности, поэт скрывает нечёткие образы за некими символами. Попытаюсь разобраться, что имел в виду поэт за некоторыми из них. Гроза. Буйство стихии, гром, молния, ливень - в природе. А в жизни? Наверное, роковые изменения, несущие за собой духовное очищение (вспомним «Грозу» Островского). В былые времена народ обожествлял грозу и, в то же время, слепо боялся её. Сейчас гроза лишь восхищает человека своим неистовством и страстью. Гроза – символ перемен, и, уподобляя ей жизнь, Александр Александрович Блок был как никогда прав. Во второй строфе поэт дважды повторяет, желая выделить, обратить на себя внимание, слово «пропасть», подразумевая под ней бездну, бездну непонимания между двумя людьми, в которой в тот же миг, когда кто-то обратит на лирического героя внимание, исчезнет всё обывательское, не возвышенное - низкое. Бездна – это символ непонимания. Тут же, тесно переплетаясь с прежним символом, автор вводит некую связь, мостик, крепко связывающий две души - радугу тишины: «… над пропастью медленно встанет семицветной дуги тишина…» Семицветная дуга тишина, выделенная знаками многоточия, -является символом единения. И, наконец, символ арфы скрывает за собой душу человека, звуки которой сливаются в непередаваемую и непохожую на никакую другую мелодию, извлекаемую из арфы, а её струны, в свою очередь, являются струнами жизни… Следовательно душа терпит изменения под влиянием жизни. Стихотворение «Есть минуты, когда не тревожит…» представляет читателю богатейший мир художественно-изобразительных средств. Выделим, прежде всего, не слишком многочисленные, но изображающие предмет или явление наиболее существенно, показывающие значимые, конкретные признаки, которые поэт хотел наиболее ярко выразить. Три богатых, красивых и развёрнутых сравнения (жизнь-гроза, тишина-дуга, душа-арфа) вносят разнообразие в строки, выполняют выразительную функцию. Используя приём эвфемизма (Бунин заменил некое слово, употребление которого, по неизвестным нам причинам было нежелательным на неопределённое местоимение «кто-то»), оксюморона («житейское канет», «усыплённые жизнию», «напряжённой души»), аллегории (гроза-символ перемен, пропасть-символ бездны), анафоры (кто-то, и-и во второй и третьей строфе) и метафоры («усыплённые жизнию струны») писатель мастерски рисует образ одиночества. Мелодичность строкам придаёт использование ассонанса (например во второй строфе на звук «а»), а аллитерация на шипящие и свистящие звуки, прежде всего на «с» ассоциируется с шёпотом. При прочтении стихотворения перед мысленным взором возникает картина, от которой исходит ясный свет, - наверное такая ассоциация возникает из-за того, что гроза наталкивает нас на мысль о молнии, и потому, что автор использует наречие «ясно». Стихотворные строки изобилуют разнообразными красками: «ясно», «тёмную», «семицветной». Яркий свет прогоняет мрачную тьму и рождает семь разных цветов. Стихотворение написано трёхсложным стопом - анапестом, использована перекрёстная рифма, в конце строк происходит чередование женских и мужских клаузул, а вторая строка первой строфы, третья и четвёртая строфа второй строфы и вся третья строфа начинается с двухсложной анакрузы, что придаёт уже отмеченную мною мелодичность. Также наблюдается разнообразие в применении синтаксических конструкций: простые предложения (« И над пропастью медленно встанет семицветной дугой тишина…») сменяются сложными (первая строфа), которые осложнены вводными конструкциями, разнообразными видами обособлений. Стихотворение не столь богато пунтакционными знаками, отсутствуют сильные знаки, – наверное, это объясняется желанием поэта «смягчить» строки. Хочется отметить лишь знак многоточия, вносящий в чтение некую печальность и задумчивость, мечтательность, напевность и медлительность. Я полагаю, что значительную роль играют также морфологические особенности. В стихотворении одинаковое количество глаголов, существительных и прилагательных, что ещё раз подчёркивает гармоничность стихотворения и выразительность речи. Стихотворение Блока «Есть минуты, когда не тревожит…» не может оставить равнодушным ни одного человека, потому что оно заставляет задуматься над серъёзным жизненным проблемами - одиночества, взаимопонимания людей, и написано таким живым и объёмным языком так красочно и ярко, что оставляет в памяти неизгладимый след. |
|