Когда тонет родина в крови,
Когда стынут стоны на устах, Те, кто распинался ей в любви, И. Губерман Анну Андреевну Ахматову нередко называют русской Сапфо, поэтическим голосом эпохи. Действительно, огромное наследие, оставленное великой поэтессой, привлекает к себе внимание и по сей день. Я бы даже назвал Анну Андреевну летописцем своего времени: от стихотворения к стихотворению, она создает реальный образ своего времени, пусть даже кровавый и жестокий. Ахматова жила в очень сложное время, время перемен, Гражданской и сломили эти события. Она продолжала творить. Изменяется лишь стиль стихотворений, он стал немного другим: более тяжелые и суровые. Именно в последних собраниях стихотворений поэтессы достигло кульминации патриотическое воодушевление Ахматовой. Здесь мы можем проследить, как изменялось чувство любви к Родине у поэтессы, и трансформировался ее. "Не с теми я, кто бросил землю…", написанное в марте 1922 году. Уже первые строки стихотворения наводят на размышления. Не с теми я, кто бросил землю Они наполнены патетикой. Вначале даже непонятно какую позицию занимает поэтесса. Либо ей жаль, что она не эмигрировала вместе с другими писателями и поэтами за границу, либо не приемлет тех людей, кто бросил нашу страну в годы ужаса и потрясений, и разграничивает себя с ними, разделив тем самым все общество на два клана: псевдопатриоты. Ей кажется, что они не достойны жить в России и черпать ее природные и духовные богатства: Но нельзя рассматривать позицию Ахматовой с негативной стороны. Да, она осуждает тех, кто уехал и, по ее мнению, предал Родину и для нее сделан уже сделан некий духовный выбор – эмиграция невозможна. Но Ахматова дает как бы свою оценку происходящего. Ее переполняют чувства горечи и боли за родную землю, в ее душе есть капля жалости. Об этом свидетельствует следующая строфа, из которой читатель узнает, что Анне Андреевне, на самом деле, жаль этих изгнанников, она сравнивает их с заключенными, больными. Значение слова \"изгнанник\" вовсе не категория людей изгнанных или репрессированных по каким-либо причинам. Здесь совсем другая смысловая страну. Однако, я считаю, что нельзя так критично относиться к этим изгнанникам. Они в какой-то мере не виноваты – их вынудила ситуация, сложившаяся в России. Как бы не было жаль поэтессе изгнанников, она не предвещает им ничего хорошего, их дальнейшая судьба не определена. Пусть даже человек и живет за границей, все равно истинного счастья здесь он не обретет, так все Между тем ритм стихотворения резко меняется, подобно тому, как спокойно течет река и неожиданно на ее пути Здесь, казалось бы, лежит, как и полагается, смысловой центр произведения, но это не так. Не следует отрицать всей глубины этих сильных строк, показывающих ту атмосферу, которая воцарилась в стране после революции. Я бы отметил местоимение \"мы\". В нем сосредоточены плечи равновесия строфы, в нем выражен русский народ, все патриоты Руси, вставшие на защиту своей Родины. Ахматова и показывает, каким должен быть этот истинный патриот. Смысловой центр смещен к концу стихотворения. В последних строках заключен вывод и напоминание людям о том, Надменнее и проще нас лирического повествования стихотворения \"Не с теми я, кто бросил землю…\" Не менее интересен замысел и с точки зрения композиционного построения. В основе лежит любимое акмеистами ямбическое стихосложение. Внутри каждой строфы не трудно заметить точную перекрестную рифмовку. На этом громогласного, оценочного. Только с помощью чередования мужской и женской рифмы это удается сделать поэтессе. музыкально-акустической точки зрения. Еще одна особенность, встречающаяся в стихосложении, - между ударениями неодинаковое количество слогов, что создает особую морально-психологическую нагрузку. Интересна и аллитерация. Для примера рассмотрим первую строфу: Не с теми я, кто б[р]осил зе[м][л]ю На [р]асте[р]зание вра[г]а[м]. И[х] [г][р]убой [л]ести я не вне[м][л]ю Как видно, употреблены в основном рычащий звук [р], [г], создающий некий гам, и сонорные, мягкие [м] и [л], строфе. В следующей строфе преобладают жужжащие звуки [ж], [з] и глуховатый [х], которые хоть и звучат чуть помягче, но не снимают напряженной ситуации. Их подхватывают звуки третьей строфы [ж] и [х], а [з] перестает звенеть. Слушатель временно отдыхает от него, чтобы потом, в четвертой строфе, услышать новый звон и набат [з]: [з]наешь, по[з]дний, бессле[з]ней. В ассонансе также ряд особенностей. В основном слышатся звуки [е] и [о], придающие звучанию гул и шум. В средствах художественного изображения Ахматова использует эпитеты, сравнения, инверсии. В употреблении эпитетов поэтесса очень сдержанна, и к ним можно отнести прилагательные \"грубой\", \"чужой\", \"глухой\". То есть назначение эпитетов в стихотворении - нести что-то противоестественное добру и счастью. Сравнения \"как заключенный\", \"как больной\" тоже имеют подтекст мрачных и злых начал. Если в задачи истории входит сохранять точные сведения и факты прошлого, то поэзия А.А. Ахматовой расширила рамки данной науки и показала душевное состояние эпохи. Поэзия Ахматовой актуальна и по сей день, на ее стихотворениях можно учиться любить свою Родину так, как любила ее великая поэтесса \"серебряного века\" русской поэзии Анна Андреевна Ахматова. Автор: Жека [email protected] |
|