Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Замятина


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Будущее человечества


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Кто они? Половина, которую мы потеряли...

Е. Замятин

 

Человеку всегда было свойственно стремиться к познанию будущего. Какое оно? Какими жертвами будет обретено, если надеяться не на что? Но именно из безысходности рождаются удивительные мечты.

В этом году произошла моя встреча с талантливым русским писателем Евгением Замятиным, имя которого лишь недавно вернулось в нашу литературу. Автор по-своему видел проблему будущего человечества. Дитя «страшных лет России», он кри­тически относился ко всему, что происходило вокруг. Еще в 1918 году писатель говорил о том, что «партия организованной ненависти» и «организованного разрушения» не способна со­зидать.

У тех, кто фанатично верит в такую партию, нет будущего.

«Мы» — роман о далеком будущем, будущем через тысячу лет. Человек еще полностью не восторжествовал над природой, но уже отгородился от нее стеной цивилизации. Эта книга воспринималась многими как политический памфлет на соци­алистическое общество. Однако сам автор утверждал, что «этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку и чело­вечеству от власти машин и государства». Появление тотали­тарных режимов вызвало у него серьезные сомнения в возмож­ности существования, пусть в отдаленном будущем, идеального общества, подорвало веру в разумные начала человеческой при­роды. Одаренный уникальной способностью предвидения, Е. Замятин понял, какую опасность таит нивелирование лич­ности, излишняя жестокость, разрушение классической куль­туры и других тысячелетних традиций.

Так родился роман-антиутопия, прогноз на будущее, если настоящее захочет им стать.

Действие в романе перенесено в далекое будущее. После окончания Великой Двухсотлетней Войны между городом и деревней люди стали гражданами Единого Государства. Новый порядок, начавшийся с войны со своим народом, был нацелен на уничтожение. Правда, выжила малая часть населения, но это были лучшие, сильнейшие.

Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое «я», и произошло страшное — они стали... «нумерами». Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком го­сударстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или заниматься любовью. Был даже провозглашен исторический сексуальный закон: «Всякий из нумеров имеет право, как на сексуальный продукт, на любой нумер...» Но когда любовь превращается в «счастье» по разовым талонам, она умирает, а без любви гибнет и мир.

Таковы условия бытия в Едином Государстве, о которых рассказывает в своем дневнике для потомков талантливый ин­женер Д-503.

Герой очень доволен жизнью. Его не смущает, что город-государство, в котором он живет, окружен стеклянной стеной. В этом городе нет живой природы: не поют птицы, не играют солнечные блики в лужицах на асфальте. «Квадратная гармо­ния» улиц и площадей, ужасающая одинаковость жизни «ну­меров», доведенное до абсурда равенство людей восхищают рас­сказчика. Все «нумера» одинаково одеты, живут в одинаковых комнатах огромных многоэтажных домов. Эти комнаты в домах с прозрачными стенами напоминают клетки-камеры, за обитателями которых ведется неусыпное наблюдение.

Оснований для зависти друг к другу у них нет. Значит, все счастливы?

По-моему, позиция автора резко отличается от точки зре­ния Д-503, и чем больше тот восхищается образом жизни «ну­меров», тем страшнее выходят нарисованные им картины.

Меня потрясла история Великой Операции. Это высшая степень насилия над человеком, к которой прибегало Единое Государство, чтобы извлечь часть мозга, где зарождалась фан­тазия.

Но страшнее уничтожения человеческой плоти — уничто­жение человеческого духа, умерщвление души. Этой операции были подвергнуты насильственно все «нумера» после того, как было разгромлено восстание членов «Мефи», выступивших против тоталитарного режима. Таким образом, Единое Госу­дарство надежно застраховало себя от повторения революций и прочих опасных проявлений свободной воли граждан.

В этом же дневнике Д-503 рассказывает и о своей любви к революционерке 1-330 и приключившейся с ним внезапной болезни — возникновении у него души. Под влиянием 1-330 многое в его мировоззрении меняется. В нем начинается про­цесс пробуждения души. Это был для него единственный шанс стать человеком, то есть испытать все муки и радости челове­ческого бытия.

Но после операции Д-503 утрачивает свои благородные свойства и личные привязанности. Он превращается из чело­века мыслящего в человека управляемого, «достойного» граж­данина Единого Государства.

Мир, в котором живут подобные люди, считает Замятин, — кошмар, ад!

Ему противостоит в романе мир за Стеной. Там живут по­томки тех немногих, кто ушел после Великой Двухсотлетней Войны в леса, но их общество находится на примитивной ста­дии развития.

Замятин считал, что только на первобытно-общинной ста­дии, когда государственной власти еще не было, можно было найти общество, члены которого пользовались почти абсолют­ной свободой. Он обратился к «давно прошедшей» историчес­кой эпохе, а не фантазировал о том, каким оно будет в далеком будущем.

В романе Замятин также показал, что не может быть счаст­ливым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих граждан. Я думаю, автор хотел рассказать нам не об ошибочных политических теориях, а о том чудовищном, во что может вылиться хорошее политическое движение, если оно извращается.

Я считаю, что нельзя истребить человеческое в человеке. Человечество должно быть свободным, а будущее станет таким, каким мы его готовим.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.