Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Заболотского


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



И мы должны понять, что есть значок,

Который посылает нам природа...

Н. Заболоцкий

 

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий ли­рик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Мос­ковского университета, переписка с К. Циолков­ским, арест и ссылка, но главное, в его жизни все­гда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий от­стаивал красоту человека и природы.

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли «классичес­ким». В стихах, созданных в это время, весьма ощу­тима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и осо­бенно Ф. Тютчева.

Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэти­ческие системы великих предшественников, а рас­крывает в них новые возможности:

 

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарем в приподнятой руке.

 

Конечно же, для Тютчева был невозможен об­раз тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.

В стихотворении сохранен тютчевский паралле­лизм проходящих через все стихотворение описа­ний природы и душевной жизни, мыслей лиричес­кого героя. Говоря о молчании, поэт признается:

 

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром.

 

Лирический герой не только эмоционально вос­принимает природное явление, в данном случае гро­зу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к та­ким смелым и неожиданным ассоциациям:

 

Сколько раз, ее увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги.

 

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Забо­лоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожжен­ное дерево становится опорой небосклону:

 

Вот он кедр у нашего балкона,

Надвое громами расщеплен,

Он стоит, и мертвая корона

Подпирает темный небосклон.

 

Эта стойкость «мертвого» дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.

Перед нами три стадии сопоставления чувств ли­рического героя с расколотым деревом.

Вначале дерево, поддерживая человека, сообща­ет ему жизнь:

 

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звездами меня.

 

Затем оказывается, что судьба лирического ге­роя тяжелее «раны от огня», нанесенной кедру:

 

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнем сжигали на лету.

 

А в финале стихотворения уже утверждается ве­личие человека, его неукротимая жажда жить, лю­бить, творить:

 

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе все тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

 

Таким образом, стихотворение «Гроза идет» — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. За­болоцкий обращается к темам жизни и смерти, смыс­ла бытия человека.

В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения не­избежно приводит к усилению его метафоричности: «сверкая серебром», «нахмуренная туча». Здесь при­рода не противостоит человеку, как это было в ран­ней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.

Многочисленные олицетворения, встречающие­ся в этом стихотворении, свидетельствуют не толь­ко об уподоблении природы человеку. В них зало­жен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна «ловить», «бить», а «живое сердце» дерева «осыпать звездами». Барье­ры между миром человека и миром природы разру­шены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.

Однако в стихотворении «Гроза идет» существу­ет и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.

Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не толь­ко эмоционально воспринимает природу, но и стре­мится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жиз­нью человека.

Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является сви­детельством неувядаемой силы его поэзии.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.