В.А. Жуковский открыл русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Этот художественный стиль во всей полноте раскрыл удивительное дарование поэта. Жуковский написал множество восхитительных лирических стихотворений. Ведущие темы его творчества – дружба, любовь, жизнь природы. Поэт рисует картины окружающего мира глубоко эмоционально, при этом окутывая все дымкой туманности, таинственности и мечтательности. Эту яркую особенность определяет философско-эстетическое кредо Жуковского.
Для романтизма характерным является двоемирие. Это значит, что душа романтика одновременно находится в двух мирах – реальном и нереальном. Жуковский стремится не к конкретному изображению того и другого мира, а с помощью символов показывает присутствие идеального мира в земном и вечный порыв человека к потустороннему. Поэтому Жуковский создает не конкретные пейзажи. Природа у него – это состояние воздуха и состояние души: чувства и мысли человека улавливают то, что можно ощутить – запахи, звуки, краски. Человеку передается жизнь природы, и его сердце отзывается на тончайшие изменения в ней трепетом, радостью или печалью. Так человек и природа составляют единое целое.
Обратимся к элегии Жуковского «Вечер». Уже с самого начала у читателя возникает определенное эмоциональное состояние – восторг перед красотой окружающего мира:
Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку.
Жуковский не передает предметные признаки явления природы. Нельзя точно сказать, какой ручей, прозрачный или мутный, глубокий или мелкий, широкий или узкий. Поэту важны особые эмоциональные признаки: «тихая гармония», «сверкание». Ручей оказывает на лирического героя благодатное воздействие. Красота вселяет в душу спокойствие, умиротворение. Эпитет «светлый песок» раскрывает своеобразие романтического метода Жуковского. Поэт стремится передать не цвет песка (желтый), а усилить эмоциональное впечатление. Жуковский хочет, чтобы и читатель слился с природой, чтобы его душа ощутила гармонию, впитала в себя красоту.
В стихотворении «Ночь» поэт обращается к «молчаливой ночи»:
Дай мира усталым сердцам.
Своим миротворным явленьем,
Своим усыпительным пеньем
Томимую душу тоской,
Как матерь дитя, успокой.
Ночь в художественной системе Жуковского символизирует духовную и творческую силу природы. Именно в это таинственное время суток поэт ощущает приход вдохновения. «Утомившийся день» - образ одновременно природный и относящийся к внутренней жизни человека. В реальном мире людей ожидают потери, беды, горечь, разочарование. Уйти от проблем, суеты в мир мечты и красоты – естественный порыв для лирического героя стихотворений Жуковского. Поэт был убежден: земная красота дивная, но временная. Вечные идеалы существуют только в ирреальном мире. Только ночью, в своих снах и мечтах человек может проникнуть в загадочную область нравственной чистоты и всеобщего счастья.
Стихи Жуковского о природном мире заражают томлением, порывом к идеалу. В этом плане показательна знаменитая элегия «Море». В ней изображена морская стихия в разных состояниях: и в каждом из них есть соответствие человеческим переживаниям. Жуковский одухотворяет море. Он «дышит», способно «любить» и даже «наполнено» «тревожной думой». Как в душе человека, в «душе» моря скрыта глубокая тайна, которую поэт желал бы разгадать:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
И вот, наконец, часть загадочного приоткрывается:
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?
Море – особый мир. Он находится между небом и землей. Море не может вырваться из земных оков, но его так манит небо, и Море стремится к нему, никогда его не достигая. Земля для него – рабство, а небеса – свобода. Так же и человек от земных проблем тянется в небесную безбрежность, к идеалу, к Богу. Море полно «сладостной жизни», оно счастливо, когда небо открыто его «взору». Ему передается чистота небесного блаженства: «Ты чисто в присутствии чистом его». Так и человек, глубоко верящий в Бога, остается чистым душой. Но едва темные тучи закроют ясное небо, море охватывает тревога, оно утрачивает покой и «терзает» «враждебную мглу». Так и у человека, потерявшего веру в Бога, исчезает свет из души. Таким образом, взаимоотношения человека и природы в элегии раскрыты в философско-религиозном аспекте.
Человек у Жуковского предельно слит с природой, он неотделим от нее, растворен в ней. И человек и природа не могут существовать, жить, дышать без идеала. Иначе они лишатся смысла и цели, вложенных в них Творцом. Человек, по Жуковскому, обречен на вечное беспокойство, на вечную тревогу. Он переживает за то, что исчезнувшее в тучах небо сделает его жизнь бессмысленной, «потопит» ее в темноте, подобно тому, как ночная мгла покроет землю, оставив ее без солнца.
Природа в стихах поэта – зеркало человеческой души, переживаний лирического героя, как бы перенесенных в пейзаж. Явления природы воссозданы поэтом в тончайших оттенках и причудливых изменениях. Однако это не просто описание природного пейзажа, это – «пейзаж души».
|