Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Есенина С. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Последний поэт деревни» С. Есенин


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



К черту я снимаю свой костюм английский.

Что же, дайте косу, я вам покажу —

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

С. Есенин

 

За Сергеем Есениным прочно укрепилась слава по­эта «с крестьянским уклоном». По своему рождению и призванию он был таковым:

 

У меня отец крестьянин,

Ну, а я крестьянский сын.

 

Мир стихов Есенина — мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока — го­родской. Поэт — один из немногих в русской литерату­ре того времени выходец из деревни, и он по праву вос­принимал себя как лирического представителя сель­ского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии.

Первый сборник есенинских стихов называется «Радуница». С ним нам открывается возможность за­глянуть в жизнь родной поэту деревни. Его пейзажи только отчасти «природны» — в них настойчиво возни­кают детали, связанные с сельским бытом:

 

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

 

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у авто­ра. Сельская жизнь во всех ее проявлениях — вот со­держание ранней поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца — все это хочет описать он в своих стихах. Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отраже­ние у Есенина. Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки не­изменно сопровождают читателя его стихов. Так, в че­редовании трудов и немудреных праздников, и прохо­дит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот — патриархальный, со своими обычаями и ритуа­лами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий «пытать людей в любови» — все эти образы суть неотъемлемая часть его описаний. Религиозность присуща деревне изначально, это тот источник, из которого выросла глу­бокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. А кроме того, в ней — мощное эстетичес­кое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, радующее душу зре­лище:

 

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

 

Постепенно в поэзии Есенина образ деревни пере­растает в олицетворение всей России. Близкий и доро­гой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

 

Мечты о будущем России у Есенина связаны, преж­де всего, с патриархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, «привязанную» к земле, к деревенскому труду, к природе. Индустри­альная Америка вызывает у него чувство острого не­приятия. Его мечта — изменить облик этой «отколо­той» страны:

 

И вспашу я черные щеки

Нив твоих новой сохой...

 

Его Инония — райская страна — видится ему в ни­вах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса.

Для художественной системы Есенина свойствен­но противопоставление города и деревни, причем ему придан поэтом характер глобального, мировоз­зренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, при­сущих этим двум мирам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естествен­ный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

 

Я усталым таким еще не был...

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервъ!

 

Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным забавам, суете. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы «грусть свою уменьшить», «золото овса подать кобыле», увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него город­ском мире. Его решение остаться в нем сулит боль и тоску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию «хулигана». И поэтому ему часто хочется вернуться в родную деревню:

 

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет, человек.

 

Город враждебен и агрессивен. Он наступает на ми­лые сердцу поэта поля. Под пятой железного коня тро­гательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь, а пев­цу родимой страны придется ей петь «аллилуйя». На­ступление города автор сравнивает с безжалостной охотой, с травлей:

 

Город, город, ты в схватке железной

Окрестил нас как падаль и мразъ.

 

В послереволюционном творчестве Есенина тема деревни обрела новое звучание. Село изменилось. С церквей и колоколен сняты кресты, вместо икон — портреты Ленина, кругом — суета, новая жизнь, но­вые интересы. Никто не узнает поэта в родном селе, которое, как чувствует герой, когда-то будет только тем и знаменито, «что здесь... баба родила россий­ского скандального пиита». С тоской глядит поэт на новую деревню, где не нужна его поэзия, да и он сам. И в его стихах появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и уви­деть в нем что-нибудь близкое. Он пишет: «Мне те­перь по душе иное». Бедные поля, жалкие лачуги, нищета — вот таким он видит образ прежней дерев­ни. Во имя благоденствия, богатства страны — «ка­менного и стального» — он отступается от нее. Но нельзя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад, переходит в стан противника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его молодости. Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни. За поверхностным городским лоском, за лай­ковыми перчатками и заграничным костюмом — все тот же «беспечный парень», который запросто мо­жет взять в руки косу и вывести ею «травяные строчки»; читать их сможет «каждая корова», и от­того душу героя наполняет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно поле­зен, тогда как стихи... И потому он с полным правом говорит о себе:

 

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

 

У слова «золотой» — несколько значений. Их сово­купность, на мой взгляд, как нельзя более полно и точно характеризует отношение Есенина к данной теме. Во-первых, «золотой» — значит, сделанный из золота, то есть драгоценный, дорогой (в обоих смыслах слова). Во-вторых, «золото» — так мы говорим о чем-то или ком-то замечательном, прекрасном. В-третьих, золо­той — это цвет солнца, источника света и тепла, цвет, излюбленный автора. В его стихах — «солнца луч золо­той», золотые звезды, позолота листопада, золото коло­сьев, «земля моя златая». Это слово — одно из самых распространенных эпитетов в поэзии Есенина, и с ним всегда связано чувство неизбывной любви и света. И по­тому изба у поэта «бревенчатая» и «золотая».

В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действительно «последний поэт». Всем своим творчест­вом он был предан этой теме. Проникновенность, глу­бокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельству­ют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.