Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Есенина С. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (тема родины в творчестве С. Есенина)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Моя лирика — жива одной большой любовью, лю­бовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике этого самобытного русского поэта главным мотивом яв­ляется любовь к родному краю.

Сергей Есенин родился в одной из деревень Рязан­ской губернии. Поэт с самого детства впитал в себя дух и красоту родной природы. Он так пишет об этом:

 

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутеменъ колдовная счастье мне пророчит.

 

Картины родной природы, зарисовки деревенской жизни нашли отражение уже в первых стихах поэта:

 

Под окнами костер метели белой.

Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот...

И бабка что-то грустное, степное пела,

Порой зевая и крестя свой рот.

 

Любовью к своему родному краю были проникнуты и остальные произведения Есенина. На его лирику большое влияние оказали русский фольклор и язычес­кая мифология. Поэт одушевляет природу:

 

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

 

С какой теплотой поэт создает поэтические образы заросшего пруда, седых верб, белого сада! Читая стихи Есенина, мы совсем по-другому начинаем видеть рус­скую природу — она предстает перед нами в самых разных красках, она трогательная, всегда меняющаяся и... ослепительно красивая:

 

О Русь малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

 

Многие стихи поэта — это поэмы о березе, которая стала символом русской природы. Есенин чувствует и передает читателю «зеленое» дыхание берез, «све­жий и горьковатый» запах «милых березовых рощ». Широко известны и такие строки поэта:

 

Я навек за сиянье и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан…

 

В лирике Есенина можно найти не только радост­ные, но и грустные ноты. Описывая современную ему деревню, поэт пишет картину реальной жизни, В ней и ветхие избы, и заброшенные церквушки, и сиротли­вые тополя...

 

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

 

Есенин тяжело переживает боль и невзгоды кресть­янской Руси. Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия.

Поэт с болью и тревогой переживал ломку привыч­ного уклада жизни, называя себя «последним поэтом деревни». Поэтому не удивительно, что в его стихах появляются грустные нотки, страх перед деревней, ме­няющей свое лицо. Пытаясь идти в ногу со временем, поэт пишет:

 

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

 

Написанные в отчаянии, эти строки еще не говорят о том, что поэт готов принять другую Русь — ту, кото­рой она стала после революции 1917 года. Сама идея обнорления была близка поэту. В его стихах мы нахо­дим подтверждение этому:

 

Довольно гнить и ноятъ

И славить взлетом гнусь

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

 

Но отношение Есенина к переменам, произошедшим с его страной после Октябрьской революции, неодно­значно. Приветствуя революцию, поэт надеялся, что она сделает Россию великой Крестьянской Республи­кой, страной хлеба и молока, кормилицей всего мира. В стихотворении «Инония» поэт дает свое представле­ние об этой стране. Он говорит, что на смену христиан­скому раю идет крестьянский рай — Инония. В этом стихотворении Есенин отразил надежды русского крес­тьянства, вызванные происходящими в стране переме­нами. Но время шло, и надежды таяли... Отношение Есенина к произошедшим в России событиям меняется. Он с горечью наблюдает за «расколом страны». Его ро­дина уже не та, она теряет свой облик. Пытаясь уйти от горькой действительности, поэт уезжает за границу. Но он всей душой рвется назад, на родину. И, вернувшись в Россию, Есенин разочаро­вывается еще глубже. Это видно в его стихотворении «Возвращение на родину». В нем уже нет прежней по­этизации деревни — мы видим бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Наряду с внеш­ними переменами поэт описывает и внутренние изме­нения — в семье наметился раскол. Сестры-комсомол­ки, как Библию, читают «Капитал», выбрасывают ико­ны, причиняя этим страдания деду:

 

Ах, милый край!

Не тот ты стал,

Не тот.

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Чем мать и дед грустней и безнадежней,

 

Тем веселей сестры смеется рот. Свои тревоги поэт высказывает и в стихотворении «Русь советская». Есенин с обидой замечает, что моло­дежь новой России с упоением читает «агитки», а его поэзия «здесь больше не нужна». Смятение поэта пере­дают такие строки:

 

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

 

Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания, но в советской России поэт был чужим. Вскоре жизнь поэта трагически оборва­лась. Также как этот яркий русский поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе предста­вить родину без Есенина. Его стихи не только учат нас искренне любить Россию, но и открывают нам «страну березового ситца» во всей ее простой и многоликой красоте.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.