Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Битова А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Герой-интеллигент в современной русской литературе ( По роману А. Битова «Улетающий Монахов»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сам Андрей Битов назвал свое произведение «роман-пунк­тир». В романе прослеживается действительно пунктирно жизнь главного героя Алексея Монахова. А черточками пунк­тира служат его «романы», то есть — любовные истории, или, скорее, одна повторяющаяся история, петляющая и блуждаю­щая, вдруг заканчивающаяся смертью героини.

Но нас интересуют черты героя, потомственного интелли­гента, его путь, исследуемый автором, сначала — от институ­та, где из-за любви с учебой были большие проблемы; через за­щиту диссертации, совпавшую с рождением первого ребенка от женщины, на которой он женился, потому что она простооказалась рядом, когда любимая его бросила. Дальше — к ста­тусу признанного специалиста-профессионала, и дальше, дальше... И все это — на фоне первой, незабываемой (хотя го­дами и не вспоминаемой) юношеской истинной любви, ради которой он мерз в подъезде ночами, поджидая возлюбленную, ради которой забывал о занятиях в институте, о маминых вол­нениях, ради которой пускался на воровство (выносил из дома и продавал акции займа, принадлежащие родственникам).

Он так трогателен в своей первой юношеской привязан­ности, что это поначалу скрывает многие черты его характе­ра, в том числе главную: это человек берущий, а не дающий. Даже со своей первой любовью (впрочем, может быть, с ней — больше всех) он ведет себя, как требовательный мла­денец, у которого самого — просто нечего взять. Он уводит Асю от мужа, но ей негде и не на что жить: она вынуждена снимать угол у подруги, ей иногда и поесть-то не на что, а он при этом — страдалец — живет дома, под маминым крылом, на всем готовом. Он, конечно, отдает любимой все деньги, которые может достать, не прикладывая к этому особенных усилий (здесь выясняется, что легче украсть, чем зарабо­тать). И, как он ни любит свою первую и (ведь действительно так и получится) на всю жизнь любимую, ему никогда не придет в голову привести ее в дом как свою жену. Он спосо­бен отдалиться от мамы (принимая, но не отдавая любовь), но не способен ничего противопоставить ее ревности и неже­ланию ни с кем его делить. Не способен защитить свою лю­бовь от родительского эгоизма, восстающего именно против любви, против переноса любви сына на кого-то еще. Навер­ное, против его «брака с горя» она как раз не возражала.

Не случайно у героя возникают сильные и серьезные про­блемы со временем. Он часто замечает, что переживает в теку­щий момент или то, что совершилось несколько дней назад, или то, чему еще только предстоит быть. Он или вспоминает, или мечтает, ему никогда не удается попасть в настоящее время, никакими усилиями. Даже когда он старается совпасть с собой настоящим, вырвавшись в приключение, в событие, которое имеет точно обозначенные начало и конец, в любов­ную интрижку, долженствующую быть только настоящим временем, не имеющую перспективы, — потому что герой в тот момент опять женат. Нет, ему опять не удается совладать со временем! И как всегда, измена и предательство (и по отно­шению к жене, и по отношению к Наташе) оставляют лишь горькую оскомину, когда приходит осознание, что это преда­тельство прежде всего по отношению к самому себе.

Пожалуй, это и есть главная черта битовского героя-интел­лигента. С незапамятных времен он предал самого себя (как теперь отыщешь, где и когда?). И с тех пор проводит жизнь в тщетных попытках отыскать себя настоящего, никогда не до­водя, впрочем, эти попытки до конца, всегда останавливаясь на полпути, усугубляя первое свое предательство последую­щими — предательствами всего по-настоящему дорогого. И только разрешающая все проблемы, развязывающая все узлы простота смерти (своей или своего истинного, любимого) дает ему надежду на обретение настоящего времени.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.