Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Есенина С. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема любви в поэзии А. Блока и С. Есенина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Большое место в художественной литературе за­нимают лирические произведения. Они, как прави­ло, не посвящаются событиям и людям, а раскрыва­ют эмоциональное состояние человека (тоску, грусть, печаль или радость). Лирика показывает красоту внешне незначительных предметов, ее нужно уловить и объяснить.

Примером лирической поэзии А. Блока являет­ся цикл стихотворений «О прекрасной даме». Он со­здавался на протяжении двух лет. Все произведения посвящены друзьям поэта.

В. Соловьев духовное начало связывал с поняти­ем красоты. Прекрасная дама у Блока — символиче­ское значение утонченной, прекрасной, духовной сущности мира. Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, поэт имел в виду Душу Мира, Вечную Жен­ственность, которая в его стихах представала в обра­зе Прекрасной Дамы. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувствен­ного и духовного восприятия мира.

Блок до конца своих дней оставался верен идеа­лу Прекрасной Дамы, ее отсветы и отзвуки чувству­ются в образах Коломбины, Незнакомки, Кармен, Катьки из «Двенадцати» и, конечно, Руси, России. Поэт обращается к ее образу как к неуловимой, не­досягаемой мечте, которой можно любоваться, созер­цать ее в душе. По мнению Блока, видеть можно не только глазами, надо уметь видеть духовным взором.

В стихотворениях этого поэта нет конкретных образов ни женщины, ни лирического героя. Нет его конкретных поступков, и переживания его неулови­мы. Все образы лишь создают конкретную ситуацию. Лирический герой в своем стремлении найти нрав­ственную опору готов верить любому обману. Таким желанным обманом и становится для него Прекрас­ная Дама. Это прослеживается во всех стихотворени­ях Блока, в том числе в «Незнакомке».

Ее образ размыт и неконкретен:

 

...Девичий стан, шелками схваченный,

Б туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна...

 

Мир «прекрасной незнакомки», которая с такой простотой находится в обществе «смертных», проти­вопоставляется миру пошлой обыденности, в котором:

 

...рядому соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

« In vinto veritas !» кричат...

 

В первой части стихотворения описан повседнев­ный быт, при этом в описании проскальзывают сар­кастические нотки. И весна, в отличие от обычного символа обновления и возрождения жизни, предста­ет перед нами как нечто «тлетворное» и разлагающе­еся. И прекрасная незнакомка среди этого мира по­шлости воспринимается как нечто нереальное, как сон. Стихотворение построено по принципу кольце­вой композиции, что усиливает ощущение невозмож­ности лирического героя вырваться из обыденного, давно опостылевшего мира.

С. Есенин не представлял свою жизнь без любви, она вдохновляла его, придавала силы. Однако в лири­ке поэта нет той возвышенной утонченности, кото­рая была характерна для А. Блока. Есенин более зем­ной, поэтому он и понятен большинству читателей.

Лирическое творчество поэта можно условно разделить на два периода. В начале творческого пути Есенин относился к женщине с более нежными чув­ствами. Из каждого своего увлечения, серьезного и мимолетного, он брал понемногу и растил одно боль­шое Чувство ко всем женщинам.

Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

 

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу,

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

 

Для есенинского творчества более позднего пе­риода характерны совсем другие настроения. Жен­щина становится не предметом поклонения, а источ­ником живых сиюминутных радостей, источником наслаждения.

И это практическое отношение к женщине в не­которых стихотворениях перерастает в грубость, но все же они, как правило, заканчиваются словами про­никновенного раскаяния. Вспышка пьяного гнева сменяется чувством вины перед женщиной. Подоб­ное отношение можно встретить в стихотворениях из цикла «Москва кабацкая».

Диапазон чувственных переживаний героя раз­двинут необычайно широко, иногда герой даже спус­кается в низменные сферы. В этих низменных сферах Есенин отыскивает источники тончайших благород­нейших чувств. Никто не умел так выразить самые тонкие чувства человеческой души.

У Блока речь идет о женщине, которая продол­жает оставаться идеалом, Вечной Женственностью. У Есенина женщина «достается» лирическому герою, когда ее уже кто-то излюбил, измучил. Естественно, что на низком уровне невозможно достигнуть высо­ты чувств. Но, несмотря на низость отношений, это новаторство поэта — о подобных чувствах никто не писал раньше. Лирическая поэзия Есенина отличается богат­ством переживаний, которые усиливаются в преде­лах одного стихотворения. Вспомним стихотворение «Сукин сын». В нем воспоминания о девушке в бе­лом будят в душе лирического героя тонкие чувства. Богатство переживаний порождено богатством дета­лей, Уровень действительности, уровень человеческих взаимоотношений в неизменно большей степени приближен к повседневному быту простого народа. Однако в этом бытовом повседневном течении жиз­ни поэт сумел раскрыть, развернуть, утвердить чув­ства, переживания, эмоциональные движения, кото­рые оказались не только равными чувствам блоковской лирики, но подчас во много раз превосходи­ли их.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.