Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Есенина С. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сергей Есенин о природе


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В его лирике сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки пе­реживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: сти­хи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувство­вать красоту и силу природы. В его стихах она живет соб­ственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рожда­ется, растет, умирает, грустит и радуется. Часто поэт при­бегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива.

Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просто­ров, например, «вечером синим», «вечером лунным», «за­метался пожар голубой», «предрассветное, синее, раннее» и др.

Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отде­лить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение «От­говорила роща золотая...». Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить «березовым, весенним язы­ком», «милым» лирическому герою.

Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием самого поэта:

 

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 

Осень в природе сравнивается с «осенью» в душе лири­ческого героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением «отговорила роща золотая» и продолжа­ется: «о всех ушедших грезит конопляник». Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник.

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

 

А с другой — его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:

 

Я полон дум о юности веселой...

 

А дальше:

 

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

 

И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль.

 

Юность же в памяти лирического героя осталась как «цветы». Повторяющееся слово «не жаль» еще больше под­черкивает чувство утраты.

Двойственное отношение к прошлому передает инвер­сия «отговорила роща золотая»: с одной стороны, она «от­говорила», причем «веселым языком», а с другой — ее уже «не жаль». Однако автор называет ее «золотой», то есть прошло самое лучше время в жизни лирического героя. Сам эпитет «золотая» вызывает в сознании читателя самые пре­красные эмоции.

Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей моло­дости: журавли теперь пролетают «печально», конопляник «грезит», дерево «роняет тихо листья».

Природа и лирический герой в этом стихотворении не­разрывно связаны. Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы до­стичь гармонии с миром.

Особое место в лирике Есенина занимают образы жи­вотных. «Братья наши меньшие» наделены абсолютно все­ми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описа­но, — «Корова».

С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:

 

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

И ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

 

Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:

 

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

 

Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:

 

Скоро на гречневом свее

С той же сыновней судьбой

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

 

Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со свои­ми детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бед­ной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: «выгон­щик грубый», «сердце неласково к шуму», «грустная дума», «жалобно», «грустно», «тоще» и т.д.

Но, как и у человека, у животного есть надежда. Пос­ледние строки стихотворения помогают понять, о чем меч­тает корова:

 

Снится ей белая роща

И травяные луга.

 

«Белая роща» символизирует жизнь без мук, без огор­чений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив вве­ден для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.

Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.