Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Есенина С. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Свет России в лирике С. А. Есенина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сергей Есенин!

В этом имени

свет России

голубые ее глаза,..

В этом имени

песня России

соловьев ее голоса...

 

В. Кузнецов

 

Сергей Александрович Есенин родился в с. Константинове Рязанской губернии. "Фамилия Есенин — редкая, коренная, в ней звучат языческие корни — тайсень, овсень, ясень, — свя­занные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздника­ми", — писал А. Толстой.

Выросший в глуши мещерских лесов под шум сосен и берез, под тихий шелест трав и всплески "лонных вод", Есе­нин не был знаком с музыкой революции, не испытывал тя­желого бремени деревенской жизни, но хороню знал психоло­гию земледельцев и воспринял их неиссякаемую любовь к родине, к неувядаемой красоте ее природы, к "преданьям ста­рины глубокой".

Творчество Есенина опиралось на традиции русской клас­сической литературы и народной поэзии, отражало существен­ные стороны русской жизни и национального духа и поэтому приобрело художественную неповторимость и своеобразие. Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на про­тяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать считалась лучшей песенницей в селе, хорошо пел отец; дед Титов, воспитывавший Есенина, знал наизусть великое множество песен. Есенин был знаком с творчеством многих русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Языкова, Никитина и т. д.

Из всех жанров устного народного творчества лирические народные песни наиболее соответствовали особенностям та­ланта поэта. На основе использования стилистических возможностей лирической народной песни были созданы "Подражанье песне", "Выткался на озере...", "Хороша была Танюша..." В стихотворении "Выткался на озере..." поэт под влияни­ем народной лирической песни идет от изображения общей картины природы к ступенчатому сужению образа:

 

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется, на душе светло...

 

Во многих стихотворениях Есенина заметна ассоциатив­ная связь с содержанием популярных народных песен, кото­рая способствует раскрытию идейного замысла, углубляет со­держание образов. В стихотворении "Ямщик" наблюдается форма лирического монолога:

 

Пой, ямщик, вперекор этой ночи,

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,

Про веселую юность мою.

 

В этих строках легко угадывается песня "Вот мчится тройка удалая".

Связь с народной песней реализуется в перефразировке стро­ки или введении образа-сигнала:

 

Плачет и смеется песня лиховая,

Где ты, моя липа? Липа вековая?

 

Эти строки восходят к народной песне:

 

Липа вековая над рекой шумит.

Песня удалая вдалеке звучит.

 

Корни есенинской поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет питали его поэзию соками родной земли. Элементы фольклорной поэтики Есенин использует при раскрытии харак­тера героя, при изображении различных настроений, вне­шних деталей портрета, при описании природы и для пере­дачи колорита.

Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы — плачут, тополя — шепчут, "приго­рюнились девушки-ели", "словно белой косынкой повязалась сосна", "плачет метель, как цыганская скрипка" и т. д. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания:

 

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

 

Здесь показана молодая стройная березка, которая настоль­ко уподоблена девушке, что невольно оказываешься в плену чувств, вызванных расставанием влюбленных. Такое очело­вечивание не свойственно фольклору.

Есенин часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха). Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятно­сти голубых просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия ("синь, упавшая в реку", "вечером синим, вече­ром лунным").

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, метафоры. Они используются как средство жи­вописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей").

Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народ­ных песнях, играют повторы. Они используются для пока­за душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестанов­кой слов:

 

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

 

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:

 

Милые березовые чащи!

 

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение. Народно-песенные тра­диции преломляются через сугубо есенинское и приобретают оттенок индивидуальности, органически входят в ткань про­изведения Есенина и выступают как элемент его поэтическо­го творчества. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа не только навсегда остались в поэзии Есенина пред­метом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности, но и стали своеобразным эстетическим критерием. Лирика Есенина — это лирика, раскрывающая сложный и многооб­разный мир души человека.

Для С. Есенина фольклор был источником углубленного понимания быта, национального характера, обычаев и пси­хологии русского народа, а также шкалой поэтического мастерства.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.