Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Есенина С. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Родина и природа в лирике С. Есенина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Спит ковыль. Равнина дорогая.

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

С. Есенин

 

В истории русской поэзии Есенин занимает совер­шенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа — с этими двумя темами связано все луч­шее в лирике поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — ос­новное в моем творчестве».

«Стихи я начал писать рано, лет в девять», — гово­рит поэт в своей автобиографии. Его первые стихотвор­ные опыты были, конечно, слабыми, но уже в них можно было заметить незаурядность авторского мировосприя­тия, его творческую индивидуальность, проявляющиеся в необычной системе образов, в новизне сравнений, ме­тафор, эпитетов:

 

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Котеночек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

 

Почти все первые стихи Есенина посвящены описа­нию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь моло­дой поэт с детства был окружен великолепием просто­ров и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается белый перезвон берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золо­тистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели за­пах ладана — таков светлый и прекрасный мир приро­ды у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть — о не­прочности, хрупкости всего земного. И потому все пре­красное в жизни становится еще ближе, понятней и до­роже.

Пейзажи Есенина глубоко народны, но не только потому, что им используются народные, фольклорные эпитеты, мотивы, образы. Народность Есенина кроется в особом творческом восприятии мира самим поэтом. В стихах его деревья, цветы, травы, реки, пашни ис­полнены жизни, все живет и говорит с героем:

 

У плетня заросшол крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

 

Подобного рода мировосприятие основано на фольк­лорной эстетике — эстетике олицетворения, паралле­лизма, соответствия явлений природы и внутреннего мира человека. Поэт, проведший свое детство в дерев­не, среди крестьян, с самого начала впитал в себя осо­бенности народного, природного подхода к миру.

У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихо­творения. Природное начало у него пронизывает все творчество, душевные переживания и картины приро­ды как бы сливаются в его стихах:

 

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

 

Позднее поэт несколько отошел от пейзажной тема­тики. Как всякий большой художник, он не мог ограни­читься только этим жанром. Есенин хочет быть не только певцом, но и гражданином. И тема Родины ис­подволь начинает звучать в его стихах. Они проникну­ты чувством огромной любви к своей стране:

 

Я люблю Родину,

Я очень люблю Родину!

 

Есенин говорит о себе как о крестьянском поэте, и его Русь — Русь крестьянская, сельская. В ней много патриархального, религиозного: розовые иконы, Иисус Христос, Божья Матерь, светлые хаты, старинные предания, обряды, связанные с деревенским бытом. Одна­ко в стихах Есенина не только мифы и этнографичес­кие описания, но и

 

...пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть...

 

Это:

 

...степь и ветры,

И ты, мой отчий дом.

 

Воспевая Родину, Есенин естественным образом возвращается к первоначальной тематике, к пейзаж­ным описаниям. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:

 

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

 

Иначе для Есенина и не может быть: также, как для других художников любовь к своей стране означа­ет любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к ее природе.

Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Это и «белая береза под моим окном», и трога­тельные строки:

 

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

 

«Страной березового ситца» называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны.

В преддверии революции Есенин создает несколько стихотворений, в которых пытается показать будущее России. Он чувствует, что грядет великая буря. Он пророчит России роль «начертательницы третьего За­вета». При этом верит, что путь страны — «с крестьян­ским уклоном». В нашествии «стальной конницы» он видит гибель своей, крестьянской Руси. Однако исторический путь страны был не тем, которого ждал поэт. И потому герой его послереволюционных стихов с горе­чью замечает:

 

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен...

 

Но, как ни грустно, как ни больно чувствовать себя бесполезным в родной стране, автор не ожесточается. Он знает:

 

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

 

И он хочет «на родине любимой, все любя, спокойно умереть». Поэтому поэт не только примиряется с дей­ствительностью, но и пытается найти в ней то, что ему близко, и продолжает воспевать

 

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

 

На протяжении творческого пути Есенина претер­певает изменение и образ России в его стихах. В ран­ний период творчества Русь — сельская, патриархаль­ная, пусть убогая, но полная затаенной прелести и си­лы. Разлюбив «нищую» Россию после возвращения из Америки, поэт в своем образе Руси новой сохранил и по-новому выразил прелесть родной земли. Ой пыта­ется увидеть через «каменное и стальное» образ иной страны:

 

Мне теперь по душе иное...

 

Но, пожалуй, несмотря на эти слова, Есенин не ос­тавляет своей любимой темы, темы Руси крестьян­ской — он не может, в силу природы своего дара, стать певцом индустриальной, городской России, подобно Брюсову, Маяковскому. И потому в конце своего жиз­ненного пути С. Есенин пишет:

 

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась Жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

 

Две основные темы — Родина и природа — пере­плетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина — понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейза­жа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем лю­бить и страну, которая ею представлена.

Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красо­ты родного края, его природы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.