Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Есенина С. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Природа и родина в творчестве С. А. Есенина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин — истин­ный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — Рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней жизни окру­жал мир народных песен и сказаний:

 

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

 

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердеч­ность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека — Есенина с русскими крес­тьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт «вели­кой песенной силы». Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

 

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску...

 

«Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:

 

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное...

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

 

С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есе­нин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, бес­печной, таинственно-взволнованной голосами природы». Все у Есенина многоцветно и многокрасочно. Поэт жадно вгляды­вается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью. С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных — «братьях наших меньших». В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении «Песнь о собаке» прозвучали такие слова: . «...и, когда произнес последние строки:

 

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег —

 

на его глазах тоже сверкнули слезы».

После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исклю­чительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, кото­рое — более всего иного — заслужено человеком».

Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она — любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают думы о родине:

 

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

 

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие пере­мены в жизни России:

 

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли...

Мы радугу тебе — дугой,

Полярный круг — на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

 

В автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крес­тьянским уклоном». Он принял революцию с неописуемым восторгом:

 

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

 

В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стра­не. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменил­ся пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «Москва кабацкая». Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, стра­дает от сознания душевной раздвоенности:

 

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушьи пенья, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

 

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о меж­доусобном раздоре, который рвет «страну родную в край из края», тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в ду­ховном восприятии поэтом революции, рухнули его утопичес­кие планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:

 

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

 

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

 

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

 

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказыва­ется в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слы­шится тоска по природе, которую потеряет цивилизация.

Не­забываем есенинский «красногривый жеребенок»:

 

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

 

У Есенина противопоставление города и деревни приобре­тает особенно обостренный характер. После заграничной по­ездки Есенин выступает как критик буржуазной действитель­ности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убо­жество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка ока­зала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности «тоску бесконечных равнин», но те­перь, однако, его уже не радует «тележная песня колес»:

 

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

 

Картины прошлого вызывают страстную жажду обновле­ния родной деревни:

 

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

 

Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств осо­бенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?

С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни — он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней — смысл всей его жизни:

 

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!..

 

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, пре­клонение перед ней:

 

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

 

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кров­но связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:

 

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

 

Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределен­ным словом «обаяние»... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — ив этом тайна такого могучего воздействия его стихов».

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-чело­веку. Может быть, это и погубило его. «Мы потеряли великого русского поэта...» — писал М. Горький, потрясенный траги­ческим известием.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.