Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Есенина С. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Поэт и Россия в лирике С. Есенина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Судьба России занимает центральное место в творчестве С. Есенина.

Основанная на животворных национальных традициях, проникнутая любовью к родине, земле и человеку, его по­эзия глубоко и талантливо отразила драматизм истории русского народа XX века.

По характеру мировосприятия, национальной самобыт­ности С. Есенин стал одним из самых значительных по­этов, посвятивших свое творчество родине. Его лирика вне­сла в русскую поэзию целый мир поэтических образов. Не­жная девственная березка, синь родных небес, черемуха в белой накидке, удалая гармонь-тальянка... Из этих обра­зов, постоянных спутников лирических откровений поэта, слагается «золотая словесная груда». И ныне его поэзия пленяет нас своим особенным миром.

Стихи С. Есенина подкупают влюбленностью в красоту родной природы, хрустальной прозрачностью образов: дрем­лющими «звездами золотыми», дрожащим «зеркалом за­тона», румяной «сеткой небосклона».

Ранняя лирика С. Есенина уходит своими корнями в реальную действительность, которая окружала поэта, и уже в это время начинает формироваться образ милой, трога­тельной окрашенной пастельными тонами России.

 

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь

 

так говорит о своей Рязанщине юный поэт.

Стихотворение «Русь» является основополагающим в творчестве молодого С. Есенина, так как в нем раскрыва­ется со всей полнотой чувство любви к родине, которое он пронесет через всю свою поэзию. Стихи эти были рождены любовью к неповторимой «стране березового ситца», где прошло босоногое детство поэта, отшумела его юность.

В стихах молодого рязанского поэта было много «песен души», в которых слышался голос родной земли. Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ. С. Есенин стано­вится автором необыкновенно нежных и ласковых, грустных и раздольных песен. В его стихах воплощена мелодика на­родной песни. В своих произведениях С. Есенин мастерски применяет разнообразные приемы народной поэзии. Напри­мер, в стихотворении «Выткался на озере алый свет зари...» богато представлены самые различные звуковые повторы:

 

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясъ в дупло

Только мне не плачется на душе светло.

 

Любовью к земле, лугам и травам, лесам и озерам, про­никнуты строки многих стихов его ранней лирики, переда­ющие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот лис­тьев, пенье птиц, плеск речной волны. Земная красота за­брала юное сердце поэта. Его лучшие ранние произведения пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задо­ра, веселья. Лирический герой не скрывает своих ощуще­ний, доверительно рассказывая о них читателю:

 

Темна ноченька, не спится.

Выйду к речке на лужок.

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.

 

Где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захва­тывают внезапно воображение, где, на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин, и многое давно уже примелькалось, молодой поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Природа для него не зас­тывший пейзажный фон, она вся в движении, в обновле­ние, в гармоническом единении с человеком:

 

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

 

Черемуховый снег не холодит, а согревает сердце поэта, в которое рано постучалась юношеская любовь к родине. Любуясь особенности деревенской жизни, картинами при­роды, С. Есенин стремится не просто донести до читателя радость от их видения, а передать, заразить ощущением его полноты и красоты к жизни. Светлый и радостный ко­лорит кажется преобладающим. Восхищение, упоение при­родой отодвигает на второй план другие чувства, другие мотивы.

Даже раздумья о родине связаны с природой, с окружа­ющей поэта красотой: с необозримыми далями ее полей и лесов, с голубыми просторами. С. Есенин рисует и груст­ные картины заброшенности и нищеты. Он, мечтающий о полном слиянии с природным миром, восклицает:

 

Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

 

В самом начале 1916 года вышла первая книга С. Есе­нина — «Радуница». Радуница... Радуга... Радужный... Ра­дость. Ее истинная красота и художественность были заключены в стихах молодого поэта — «свежих, чистых, голосистых». Вспомним крылатые есенинские строфы, жи­вописные, словно акварелью написанные, образы:

 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза.

 

Поэзия развита всюду — умей только ощущать ее. А сколько ярких красок в крестьянском труде! Можно залю­боваться старым дедом, когда он, согнув спину, «чистит вытоптанный ток и поденную мякину загребает в уголок».

Сборник стихов «Радуница» неоднороден. Поэта при­влекают темы и образы, связанные с религиозными верова­ниями и христианским бытом. В теплых и ласковых тонах рисует он своего «милостника Миколу», который «в лапо-точках», с котомкой за плечами, ходит мимо сел и дере­вень, «умывается пеной из озер» и молится «за здоровье православных христиан». Стихотворение «Микола» впи тало широко распространенные в Рязанском крае легенды о Николае-угоднике, которому был дан наказ самим Богом:

 

... Обойди ты русский край.

Защити там в черных бедах.

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют.

 

Время С. Есенина — время крутых поворотов в исто­рии России, накала человеческих страстей и их драмати­ческой развязки. Судьба родины, народа в бурную эпоху бурно волнует поэта. Он не идеализирует Россию, потому что является не сторонним наблюдателем, а соучастником исторических процессов. Накануне первой мировой войны в поэзию С. Есенина входит ощущение надвигающейся беды: горе разлито в природе («кружит вихрь во все сторо­ны, машет саваном пена с озер»).

Траурные картины передают ощущения поэта перед не­избежной катастрофой. «Война мне всю душу изъела», — скажет позже С. Есенин. Он понимает, какая трагедия ждет миллионы русских семей и с затаенной тревогой «га­дает по взорам невестиным на войне о судьбе жениха».

Также близко к сердцу принимает поэт и события рево­люции, чувствуя личную ответственность за то, что проис­ходит в России. В маленьких поэмах «Преображения», «Инония», «Иорданская голубица» революционные процес­сы идеализируются и предстают в виде утопических кар­тин «мужицкого рая» на земле, либо в виде романтическо­го «града Инонии», где живет «божество святых».

В этих стихах слышны раскаты бушующего океана кре­стьянской стихии. Столкновение двух миров становится главной темой. Поэт принимает революцию, отсюда жиз­неутверждающий романтический пафос, который лежит в основе стихотворения «Небесный барабанщик»:

 

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

 

Если в октябрьских поэмах С. Есенин пел восторжен­ные гимны, созданные им в воображении о «мужичьей революции», то реальную пролетарскую революцию он при­нял мучительно тяжело. В это время в его поэзии нараста­ют мотивы разочарования, грусти, отчаяния, тревоги за ми­лый сердцу край. Переполнявшие С. Есенина чувства выли­лись в строки:

 

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревню

Каменные руки шоссе.

 

Поэту явно не по душе происходящее, и он тщательно выбирает краски, чтобы нарисовать картину неравной схватки, олицетворяя в близкой ему патриархальной дей­ствительности все живое и беззащитное, а в городе — не­одолимую, чужую, слепую, механическую силу, воплотив­шуюся в образе «странного вестника».

Не случайно Есенин назвал себя «последним поэтом де­ревни». В его творчестве нашла свое логическое завершение литературная позиция неприятия социальных потрясений. Дыхание революционной грозы коснулось и его лирических стихотворений, полных любви к родине и тончайшего про­никновения в мир русской природы. В таких произведени­ях, как «Русь, взмахни крылами...», «Разбуди меня завтра рано...», «Я по первому снегу бреду...» и в ряде других, от­четливо улавливается новый душевный настрой поэта, пред­чувствие того, что «встает иная степь».

Правда, лирическому герою Есенина трудно оказалось вписаться в жизнь обновленной России. Он вынужден был признать, что стал иностранцем в своей стране. Но слож­ная гамма чувств, переполнявшая его, не заглушила люб­ви к родине, которая всегда помнила, мучила и жгла чис­тую душу поэта.

 

Я люблю родину!

Я очень люблю родину!

 

заявляет он.

Лейтмотивом творчества С. Есенина была большая лю­бовь к родине. Лирика поэта* дает все основания утверж­дать, что это любовь стала неиссякаемым источником вдох­новения поэта. Он обращается к живительной силе любви, для того чтобы лучше понять мир людей и свое место в нем.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.