Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Есенина С. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Основные мотивы лирики С. А. Есенина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими зна­чительный след в истории литературы течениями стали сим­волизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ах­матова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северя­нин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву назы­вается лирикой серебряного века, то есть второго по значимос­ти периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с выше­перечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определен­ной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешест­вий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богат­ство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт оли­цетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

 

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

 

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет ха­рактерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Береза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есе­нина посвящено именно животным («Коровка»,- «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта — свет­лое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Вы­ткался на озере алый цвет зари...»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лиричес­кий герой описывает в основном не ее, а свои чувства и пере­живания, причем по-юношески романтично и трогательно:

 

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

 

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есе­нина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

 

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

 

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. («Хаты — в ризах образа», «Пахнет яблоком и медом по цер­квам твой кроткий Спас».) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дроги» (1916 г.):

 

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

 

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цве­топись:

 

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку...

 

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: «...Россия! Роса и сила и синее что-то...»).

Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигран­ное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойствен­ность тем Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика («Я нарочно иду нечесаный...»), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо мате­ри», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна»:

 

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

 

Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающи­ми смену идеалов:

 

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались...

( «Русь советская» )

 

И вот сестра разводит,

Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»...

( «Возвращение на Родину» )

 

Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:

 

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

 

Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенин пишет:

 

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

 

Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и пос­ледних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчаст­ливую, обреченную на разлуку. («Я помню, любимая, помню...», «Письмо к женщине».) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:

 

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

(«Заметался пожар голубой...»)

 

Я сердцем никогда не лгу,

И потому на голос чванства

Бестрепетно сказать могу,

Что я прощаюсь с хулиганством.

(«Пускай ты выпита другим...»)

 

Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки («Сукин сын», «Письмо к женщине»). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жиз­ненной бурей, «роком событий». И все же в некоторых стихо­творениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихо­творении «Собаке Качалова» поэт пишет (обращаясь к собаке):

 

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

 

Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.

Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ран­них стихах Есенин описывает счастье как состояние души че­ловека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

 

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

(1918 г.)

 

...моя тихая радость —

Все любя, ничего не желать.

(Тогда же.)

 

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, фи­лософскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не со­жалеет о прошедших временах, принимает с философским спо­койствием и мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны». Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения «Отговорила роща золотая...» и «Не жалею, не зову, не плачу...». Смысл их и основные идеи сходны:

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком...

 

И:

 

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есе­нин передает опять же через образы природы, причем симво­лические: «роща» — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами («души сиреневая цветь»), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

 

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

 

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

(«До свиданья, друг мой, до свиданья»)

 

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую оче­редь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя «пос­ледним поэтом деревни», было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наслед­ство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе мно­жество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником та­ланту русского крестьянского поэта, «последнего поэта дерев­ни», Сергея Александровича Есенина.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.