Какой, уважающий себя автор, позволит себе опустить символы, детали, мелочи? Наверное, ни один писатель или поэт не позволит себе этого, конечно, если это не противоречит его манере писать и создавать художественные образы. А как же создаются художественные образы в "Преступлении и наказании" Достоевского? Федор Михайлович использует художественные детали, детали настолько мелкие, но очень точно передающие атмосферу происходящего, что человек, не сильно увлекающийся литературой может не обратить на них внимания, но непременно почувствует их энергетику. Итак, остановимся на "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского. Почти сразу читатель замечает комнату Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось. Что вот-вот стукнешься головой о потолок". Вся это теснота и нищета давила на Раскольникова, который и без того был нездоров, и вынашивал свою теорию.
Уже в начале произведения можно заметить богатство цветовой символики, позволяющей лучше раскрыть душевное состояние героев. Во всем городе преобладает желтый цвет, что подчеркивает нездоровье и болезненность общества: "Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями". Так же особо можно выделить "голубые глаза" Сони, означающие чистоту и непорочность, несмотря на те унижения, которые ей пришлось пережить. Огромную роль в этом произведении играет портрет. Хотя портрет несколько статичен и описателен, но выделяется главное – глаза, которые постоянно меняются: "прекрасные темные глаза", "воспаленный взгляд", "лихорадочно блестят", "взгляд становится сухим, острым", "помертвевшие глаза", "слезы счастья в глазах"; так меняются глаза Родиона Раскольникова на протяжении всего романа. Это говорит и о том, что мышление главного героя поменялось, его теория была опровергнута самой жизнью.
О крушении теории Раскольникова говорят не только глаза, но и природа, описываемая в романе. "Духота, жара" царит в Петербурге тогда, когда зарождается теория, а после совершается убийство старухи-процентщицы. Именно тогда, когда происходит самоубийство Свидригайлова, читатель видит грозу: "Среди мрака и ночи раздался пушечный выстрел, за ним другой". Здесь гроза не только как символ очищения, но и как начало чего-то нового, а также как символ разрушения, то есть искоренения зла в душе Раскольникова. Почти в самом конце произведения мы видим "Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город…", именно в этот момент мы замечаем, что Раскольников прозрел, осознал свою вину… Так же Достоевский вложил огромный смысл в фамилию героя. Эта фамилия происходит от слова "раскол", который происходит в его теории: он понимает, что был неправ, что не имеет права быть властелином, "Наполеоном". Раскол происходит и в его семье: он сам уходит от родных. В душе Родиона Романовича тоже происходит раскол, и из-за этого он не может найти покоя, жить так же, как и раньше, а может и еще спокойнее. Ну и самый главный раскол, который хотел показать нам автор – это раскол в обществе, несовершенство мира, раздел этого мира.
Не случайна и композиция романа, преступлению совершается во время первой части, а наказание со второй по шестую и в эпилоге. Это очень значимо, потому что автор хотел показать читателю, что важно не только уголовное наказание, но и наказание, на которое обрекает себя сам герой. Достоевский также показывает Раскольникова в окружении людей: Свидригайлова, матери, Дуни, Сони, Лужина, Порфирия Петровича, Разумихина, Лебезятникова. После герой остается лишь в окружении Свидригайлова и Сони. Соня несет с собой добро, а Свидригайлов – зло. Зло в душе Раскольникова погибает с самоубийством Свидригайлова. И остается с Родионом Романовичем только Соня, которая несет в себе чистоту и непорочность. В произведении множество символов, которые несут свою смысловую нагрузку. Крест, который дает Соня Раскольникову, как символ веры, обновления. Лезвие топора, которое во время убийства старухи направлено на Раскольникова, как знак противостояния, знак того, что герой губит себя. Сны Раскольникова символизируют крах теории.
В произведении присутствуют христианские мотивы в романе позволили лучше выразить взгляды Достоевского. "Воскрешение Лазаря", когда Раскольников читает библию, является символом воскрешения Раскольникова в конце романа. Соню спасает вера в бога. В романе присутствуют такие фразы, как "страшный грех", "креста на тебе нет", "тебя бог наказал и дьявол предал". Достоевский с помощью художественных деталей: цвета, описаний природы, символов и композиции, – наиболее ярко преподнес читателю роман, его смысл. А ведь яркие произведения привлекают внимание широкой публики, а значит в их число будет входить молодое поколение, значит и оно будет учиться не заблуждаться, и не следовать мнимым теориям, которые не являются справедливыми в этом мире.
|