Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Преступление и наказание» — социально-психологический роман


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказа­ние» является социально-психологическим. В нем ав­тор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Досто­евского заключается в том, что в нем показана психо­логия современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Досто­евский вместе с тем не дает готовых ответов на постав­ленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними.

Центральное место в романе занимает бедный сту­дент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем за­блуждался? Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской действительности того времени. Пе­тербург показан в романе как грязный город, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных. Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Рас­кольников так говорил Соне о своей «конуре»: «А зна­ешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»

Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно вырваться из социального дна, как стать «влас­телином» над «дрожащей тварью», над «толпой». Рас­кольников не хочет относить себя к тем, кто не спосо­бен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопро­сом «вошь ли я, как все, или человек», он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.

И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь — преступление. Почему же именно преступле­ние, тем более убийство? В Раскольникове зреет инди­видуалистический бунт, явившийся следствием его те­ории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных», по словам Раскольникова, «...на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собст­венно на людей, то есть имеющих дар или талант ска­зать в среде своей новое слово». По убеждению главно­го героя, чтобы принести человечеству пользу, «нео­быкновенные» люди имеют право «перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение... идеи того потребует». Раскольников счи­тал, что эти люди «должны, по природе своей, быть не­пременно преступниками». Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.

На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и замысел преступления. Раскольников задавался вопросами: «Осмелюсь ли я преступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею...» И он решается на преступление. Он позволяет себе убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную... старушку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел».

Раскольников — убийца по теории. В своем пре­ступлении он был глубоко не прав. Прежде всего лож­ной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Расколь­ников, было то, что, уже совершив убийство, он не счи­тал его преступлением, он оправдывал себя и не испы­тывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: «Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную». А после он добавляет: «Стару­шонку эту черт убил, а не я». Раскольников говорит так потому, что не старушонка его волнует, не Лизавета, про которую он вспоминал только пару раз, — его волнует то, что он «себя убил».

Само же преступление он продолжает рассматри­вать как нечто незначительное, называет его «просто неловкостью». И об этом свидетельствуют слова Рас­кольникова, обращенные к сестре: «И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!» Совершив преступление, Раскольников противопоставил себя ок­ружающим. И, я думаю, он был прав в том, что при­знался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Рас­кольникова, и условия русской действительности, вы­звавшие эти идеи к жизни.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.