Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю без­мерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломав­шей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман «Преступление и наказание». В нем отражен отчаян­ный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседнев­ной жизни города. Описание Петербурга в романе произво­дит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площа­дях толпятся бедно одетые люди: «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наи­более у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обраща­ли на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя». Рас­кольников — один из этой толпы: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Страшна жизнь и остальных героев романа — спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, уми­рающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, пере­живающих издевательства помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологи­ческих переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения де­тей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и об­речь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием по­вседневных явлений и фактов ужасающей действительнос­ти. Он как бы соединяет их с изображением сложных харак­теров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психоло­гию людей. У доведенных до отчаяния «маленьких людей» начинают появляться различные фантастические «идеи», не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Такова «идея» Раскольникова о Наполеонах и «тварях дро­жащих», «обыкновенных» и «необыкновенных» людях. Дос­тоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия «маленьких людей».

Но не только судьба Раскольникова складывается из тра­гических испытаний и мучительных поисков выхода из со­здавшегося положения. Жизнь других героев романа — Мар­меладова, Сони, и Дуни — также глубоко трагична.

Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. «Ведь на­добно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже неку­да больше идти?..» — от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, изму шнного, задавленного своей неизбеж­ной судьбой.

Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравствен­ную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладо-вой и Дуни связываются в его сознании в один узел соци­альных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспо­койство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследо­вателям, ужас перед совершенным и неисправимым поступ­ком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.

Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собствен­ной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов «униженных и оскорб­ленных». Как и Раскольников, Соня — жертва существующе­го несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страда­ния мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нрав­ственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жиз­ненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали «сверх­человека», чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.

« Маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В кон­це романа мы видим его на пороге «новой жизни», «посте­пенного перехода из одного мира в другой, знакомства с но­вою, доселе совершенно неведомою действительностью».

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.