Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Боль о человеке» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф. М. Достоевский

 

В романе Достоевского «Преступление и наказание» впер­вые со всей очевидностью встала проблема самостоятельного создания новых духовно-этических ценностей. Ведь писатель работал над ним в условиях трудной жизни конца 60-х годов, когда не только не сгладились, но еще более обострились все противоречия. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительное состояние двойного социального кризиса. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности. В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности появляются первые симптомы новой общественной болезни. Достоевский был одним из первых писателей, кто поставил ей точный социальный диагноз и вынес суровый нравственный приговор. В этой связи его можно считать самым жестоким художником XIX века. Он обнажил такую жестокую правду жизни, показал такие человеческие страдания, которые трудно вынести. Но он был одержим огромной любовью к людям и не хотел закрывать глаза на горькую действительность, он считал себя ответственным за то, чтобы открыть глаза людям, заставить их искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. «Во всех произведениях Достоевского мы находим одну общую черту — это боль о человеке, который признает себя не в силах или не вправе быть человеком настоящим» (Добролюбов).

Достоевский в своем творчестве продолжает тему «маленького человека», поднятую в русской литературе Пушкиным и Гоголем. Его герои — это «униженные и оскорбленные», это «маленькие люди» в большом мире социальной несправедливости. И именно в изображении таких людей проявляется «боль о человеке» Достоевского.

«Боль о человеке» — это основное чувство писателя, про­тестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Жизненные условия, в которых нахо­дятся герои романа, ужасны. Духота петербургских трущоб — частица общей безысходной атмосферы произведения. Тесно­та, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с недоверием, с подозре­нием; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближ­них.

И в этих условиях развивается личное сознание и отрица­ние нравственных идей и законов масс. Человек как личность всегда в этом состоянии становится во враждебное, отрицатель­ное отношение к авторитетному закону масс. Это «распадение масс на личности-» с точки зрения нравственной и психологи­ческой — состояние болезненное.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то по­зорных для человека условиях. И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда «безнравственным» становится само не­укоснительное требование нравственности. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет.

Бесчеловечная теория «крови по совести» тесно связана с «наполеоновской идеей» Раскольникова. Герой хочет прове­рить: «необыкновенный» ли он человек, способный на миро-потрясение, или «тварь дрожащая», как те, кого он ненавидит и презирает?

В разоблачении крайнего индивидуализма, античеловечес­кого мифа о «сверхчеловеке» проявляется гуманизм Достоев­ского. И здесь напрашивается первый вывод, к которому нас приводит великий писатель-гуманист: «Исправьте общество, и болезней не будет».

С первых минут совершения преступления внешне строй­ная теория Раскольникова разрушается. Его «арифметике» противостоит высшая математика жизни: одно рассчитанное убийство влечет за собой другое, третье. Неостановимо.

Достоевский пытается предупредить нас об опасности раскольниковской теории, говорит, что она может оправдать на­силие и море крови, окажись в руках фанатика, одержимого не только идеей, но и властью над судьбами людей.

Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так должен пасть каждый, кто нарушает закон человеческой совести. Поэтому личность человека священна и неприкосно­венна, и в этом отношении все люди равны.

На тех страницах романа, где Достоевский предупреждает об опасности такой теории, звучит уже «боль о человечестве».

Мы чувствуем «боль о человеке» и тогда, когда он рассуж­дает о роли благодеяний, религии и смирения. Раскольников попирает святое. Он посягает на человека. В древней книге было записано: «Не убий». Это заповедь человечества, аксиома, принимаемая без доказательства. Раскольников дерзнул усом­ниться в этом. И писатель показывает, как за этим невероят­ным сомнением следует тьма других. Всем ходом романа До­стоевский доказывает: человек, преступивший заповедь Бога, совершивший насилие, теряет собственную душу, перестает ощущать жизнь. И судить Раскольникова может только Соне­чка Мармеладова с ее действенной заботой о ближних. Это суд любовью, состраданием, человеческой чуткостью — тем выс­шим светом, который удерживает человечность даже во тьме «бытия униженных и оскорбленных». С образом Сонечки свя­зана великая гуманистическая идея Достоевского о том, что мир спасет духовное единение людей.

«Боль о человеке» проявляется и в том подходе, который использует Достоевский в создании образов, в показе мельчай­шей эволюции человеческой души, в глубоком психологизме.

«Боль о человеке» выражается и в выборе конфликта. Кон­фликт романа — это борьба теории с жизнью. Это и мучитель­ное столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы. Это и борьба теории- с жизнью в душе героев.

Романы Достоевского не только отражают, но и опережают проблемы, современные автору. Писатель исследует конфлик­ты, которые стали частью общественной жизни страны в XX веке. Автор показывает, как теория воспламеняется в душе человека, порабощает его волю и разум, делает его бездушным исполнителем.

В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Автор заставляет нас раз­мышлять над этими вопросами, переживать и страдать вместе с героями романа, искать истину и нравственный смысл чело­веческих поступков. Достоевский учит нас любить и уважать человека.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.