Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоев­ским. Это произведение воспроизводит жизнь город­ской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа — это падение нравственности. В своем произведении Ф. М. Достоев­ский рассказывает о людях, живущих напряженной духовной жизнью, которые мучительно, упорно ищут истину.

Писатель показывает жизнь разных социальных групп: обездоленного городского люда, придавленного нуждой и унижениями, образованных бедняков, бунту­ющих против зла и насилия, преуспевающих дельцов. Достоевский глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и его психологию. Он ста­вит сложные социальные, нравственные и философ­ские вопросы. Поиски ответов на эти вопросы, борьба идей — вот что составляет основу романа.

Главный герой «Преступления и наказания» — сту­дент Родион Раскольников, живущий в крайней бедно­сти. Он был «замечательно хорош собою, с прекрасны­ми темными глазами, темно-рус, ростом выше средне­го, тонок и строен». Это духовно богатая личность. Неоднократно мы убеждаемся в его чуткости и отзыв­чивости. Раскольников остро воспринимает чужую боль. Мы имеем возможность убедиться в этом. Так, мы видим, как, рискуя жизнью, главный герой спасает во время пожара детей. А семья Мармеладовых? На­сколько ранила Раскольникова картина нищеты и бед­ствий, когда он посетил дом этих людей! Он оставляет там свои последние медные гроши, хотя сам беден и не знает, как дальше жить. Герой Достоевского сочувст­вует Соне, принял ее как «приличную барышню». Его очень ранит этот быт, где кругом царят бедность и уныние. Такая черта характера Раскольникова, как любовь к людям, проявляется, когда он пытается спас­ти обесчещенную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотился за ней.

В лице главного героя мы видим бескорыстного и честного человека, мечтающего о совершенстве и гар­монии мира. Он умен и горд, его волнуют трудноразре­шимые вопросы. Почему одни — умные, добрые, благо­родные — должны влачить жалкое существование, а другие — ничтожные, подлые, глупые — живут в роскоши и довольстве? Как изменить этот порядок? Кто такой человек: «тварь дрожащая» или владыка ми­ра, «право имеющий» переступить моральные устои?

Безысходная бедность и постоянная нужда застави­ли Раскольникова прийти к выводу о том, что общество построено на несправедливости. В его голове рождает­ся чудовищная теория. Он считает, что все люди де­лятся на две категории: обыкновенные и исключитель­ные. Обыкновенные составляют большинство и подчи­няются закону, они живут для того, чтобы рождать себе подобных. Исключительные, как, например, Напо­леон, навязывают большинству свою волю. Для них не существует законов, они сами их устанавливают. Если им надо, они могут пойти и на преступление. Раскольникову остается решить, кто он — обыкновенный чело­век или «властитель судьбы». Имеет ли он право нару­шить закон для того, чтобы устроить свою судьбу, об­легчить жизнь матери, сестры и других людей? Если он «сильная личность», то он сможет осчастливить «толпу», думает Раскольников.

Созданная героем Достоевского теория приводит его к преступлению. Убежденный в своей исключительнос­ти, Раскольников верит в правоту своей теории и про­веряет ее на практике, убив старуху-процентщицу. Это убийство и должно было стать испытанием для Раскольникова. Старуха-процентщица в романе Досто­евского воплощает в себе мир зла, стяжательства. По мнению Раскольникова, ее убийство было бы не преступлением, а благом. Но, убив старуху, Раскольни­ков не почувствовал себя Наполеоном, которому «все позволено». Этот человек не был призван управлять большинством. Он хотел иметь «свободу и власть, а главное — власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!» И эту власть он должен был получить, освободив себя от нравственного закона. Но нравственный закон оказался сильнее его.

Раскольников — мыслитель, в котором столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Эти трагические противоре­чия зарождаются в глубине души героя, а также наря­ду с ними возникает идея вседозволенности, которая отрицает все доброе, светлое, чистое в герое, одним словом, все самое лучшее. В это время в его сознании происходит разлад, и Раскольников говорит: «Мне жизнь однажды дается, я не хочу дожидаться всеобще­го счастья, я и сам хочу жить, я ведь тоже хочу». Но ложный путь, избранный героем романа, приводит его к нравственной пытке.

Возмездие одиночеством — таков приговор, выне­сенный Достоевским. Это выражается в том, что после совершения преступления Раскольников замыкается в себе, и вся его внутренняя жизнь становится упорной борьбой с самим собой. Писатель показывает его в со­стоянии крайнего нравственного падения, саморазру­шения, самоотрицания. Внезапно приходит внутреннее нравственное наказание, о котором герой и не думал, радуясь за минуту перед тем «спасению от давившей опасности». Он почувствовал себя заключенным в пол­ное одиночество: «С ним совершалось что-то совершен­но ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не быва­лое», «будь то все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно не­зачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни».

Это мучительное ощущение разъединенности с людьми давит на Раскольникова, и он начинает тя­нуться к ним. Это видно из слов, обращенных к Соне: «Не оставишь меня, Соня?» Мы видим, что герой боит­ся потерять человека, который смог его понять и полю­бить. Соня и ее любовь становятся для Раскольникова спасением, и он подчиняется ей не разумом, а всей сво­ей душой. И только любовь помогает единению героя с людьми, его примирению с самим собой. Недаром До­стоевский пишет: «Их воскресила любовь».

Писатель отрицает индивидуализм, отрицает тео­рию «сильной личности», власть «сверхчеловека», даже если это «добрый тиран». Вслед за Пушкиным и Тол­стым, он развенчивает и «наполеонизм». Даже если на путь насилия становится честный и добрый человек, он неизбежно приносит зло себе и другим людям. Эту ло­гику жизни писатель иллюстрирует и сюжетом романа. Убив «вредную старушонку», Раскольников вынужден убить и ее сестру Лизавету, чтобы не оставить свиде­теля преступления. Но сестра старухи такая же бедная и несчастная, как он сам, как Соня Мармеладова, кото­рую он хочет сделать счастливой. Одно преступление влечет за собой другое — такова Логика зла.

Бунт Раскольникова против законов общества мож­но назвать индивидуалистическим. Он не может быть средством решения острых социальных проблем. Тем более, их нельзя решить путем насилия. Достоевский же видит выход в распространении идей христианской любви и самопожертвования. Так, Соня тоже «престу­пила» закон, став проституткой, но сделала это ради любви к своим ближним, ради семьи. Этот путь самоот­вержения искупает преступление девушки.

Достоевский осуждает Раскольникова, но в то же время и сочувствует ему. Писатель не может найти выхода из мира зла и страданий, как и его герой. Но сам поиск пути, отрицание насилия, культа «силь­ной личности», утверждение величия любви к людям сделали роман одним из величайших гуманистических произведений в мировой литературе.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.