Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Все уровни организации художественного текста «Пре­ступления и наказания» подчинены стержневой мысли про­изведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Рас-кольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых за­нимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на «символическую за­остренность литературных характеров Достоевского». Но совершенно особую роль в произведении играет цвет.

В произведениях Достоевского цвет, цветовые опреде­ления имеют символическое значение и служат для раскры­тия душевного состояния героев. Анализируя использова­ние цвета в романе «Преступление и наказание», можно сказать, что все произведение создано практически на од­ном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречает­ся в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описани­ях писателя вовсе не ограничивается только желтым цве­том, так как на протяжении всего романа мы встречаем и белый, и красный, и черный цвета, которые играют нема­ловажную роль во всех описаниях.

Вернемся к основному цвету произведения — желтому. Какова его символика? Прежде всего, желтый цвет ассоци­ируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напро­тив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радост­ные эмоции. Однако в романе «Преступление и наказание» этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей — это болезненный цвет. На­пример: «Она поставила перед ним свой собственный над­треснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару»; «Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стака­ном, наполненным желтою водою...»

Здесь «желтый сахар» сочетается с надтреснутым сло­манным чайником и «слитым чаем», который также имеет желтый цвет. Во втором примере — «желтый стакан», т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: «по­желтелая меховая кацавейка» Алены Ивановны, «совсем ры­жая, вся в дырах и пятнах» шляпа Раскольникова и т.д.

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... «Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые кар­тинки в желтых рамках...» Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Расколь­никова: «Это была крошечная клетушка, шагов в б дли­ной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями...» Досто­евский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных эти­ми предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. На­пример: Мармеладов — «с отекшим от постоянного пьян­ства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...»; лицо Порфирия Петровича было «цвета боль­ного, темно-желтого».

Иногда в описании портретов героев определение «жел­тый» уступает место близкому по эмоциональной и цвето­вой окраске определению «бледный». Например: «бледное, с горящими глазами лицо» Сонечки, «... краска бросилась в бледное лицо Дуни» и т.д. Желтизна и бледность — неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: «широкоскулистое лицо его было довольно при­ятно, и цвет лица был свежий, не петербургский...»

Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впе­чатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через «желтые очки». Так слу­чается с человеком, который теряет сознание и какое-то I время видит все в желтом цвете. И на этом же фоне боль­шое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ива­новны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова крас­ный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников за­мечает, что в квартире «стояла значительная укладка, по­больше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая крас­ным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои за­пачканные в крови руки».

Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. Так же резко на фоне болезненно-желтого цвета выделяются и другие краски, и прежде всего цвет глаз у героев. Это «замеча­тельные голубые глаза Сонечки» и уже совсем другие голу­бые глаза Свидригайлова с «холодным, тяжелым взгля­дом»; это «прекрасные темные глаза Раскольникова с го­рящим взглядом» на первых страницах романа и эти же глаза «с воспаленным», а затем и «помертвевшим взгля­дом» после совершенного убийства и т.д. По этим приме­рам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвен­но, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к «воспаленному», т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.

На фоне желтого, серого и красного обособляется зеле­ный цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гам­мы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Зеленый — цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, «африканском» сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жаж­ду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство по­давляется. Сонечка — идеал христианской кротости и сми­рения появляется в конце произведения в зеленом платке. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это слу­чается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз при­ходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераска- явшемся убийце происходит перелом. Идя утром на «рабо­ты», он видит дальний берег, где «была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его». Именно в это утро Раскольников понимает, что бес­конечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то «наступила жизнь».

Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии со­держания всего произведения. Автор использует в описа­нии практически всю гамму цветовых обозначений (черный, сиреневый, голубой, синий, коричневый, розовый и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только желтой палитрой.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.