Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вы­званных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое братьями Досто­евскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее «запродавать» свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках.

Но все сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в ис­торию мировой литературы.

Главной художественной особенностью романа «Преступ­ление и наказание» является тонкость психологического ана­лиза. Психологизм в русской литературе был известен давно. Сам Достоевский использует также традиции М. Ю. Лермон­това, который стремился доказать, что «история души чело­веческой... едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно про никновение в психологию изображаемых героев (будь то крис­тально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их ре­акцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоя­тельствах (испоредь Мармеладова).

Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой по­мимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутрен­ний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается и его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа — лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выгля­дит человек, сколько то, что за душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое перо на шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны — яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.

Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман «Преступление и наказание» требует от нас глу­бинного философского осмысления жизни. Герои его (особенно Раскольников) — люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собствен­ном благополучии, становится идея о «крови по совести». До­стоевский обсуждает ее с читателем, Родион с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им. На протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия «преступление» (почему Сонечка — преступница, а Лужин — порядочный человек в глазах обще­ства, хотя на самом деле все наоборот?).

Даже сам сюжет романа основывается на истории преступ­ления (известно, что Достоевский прочитал о чем-то похожем в колонке происшествий). Страсти в романе доведены до пре­дела, в нем нет полутонов. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Нормальная, обыч­ная жизнь скучна для его главного героя.

Все перечисленные художественные особенности романа делают .его шедевром русской и мировой литературы, а его автора — основоположником нового «психологического» под­хода к изображению явлений действительности.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.