Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Айтматова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Повесть «После сказки»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Ты отверг то, с чем не мирилась

твоя детская душа.

И в этом мое утешение.

Ч. Айтматов

 

Чингиз Торекулович Айтматов — современный писатель, родился в 1928 году в горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году его отец, крупный пар­тийный деятель, был незаконно репрессирован. Начавшаяся вскоре война тоже отложила свой отпечаток на судьбу подро­стка. Тема сиротства — незатухающая боль писателя, поэтому он часто обращается к ней в своих произведениях: «Первый учитель», «Ранние журавли», «После сказки».

Первоначально повесть была задумана как небольшой рас­сказ. Айтматов хотел написать элегическую историю, вспом­нить свою юность и тех людей, которых он знавал и которых давно уже нет. Но литература должна перерабатывать реаль­ные факты. Когда была уже написана половина повести, автор еще не знал, как поведет себя мальчик в конце, а он уплывает к белому пароходу, своему идеалу.

Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова произ­водит на нас образ ребенка: «Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем и стремглав бежать за ней. Что уж там говорить, автолавка — это тебе не камни и не травы какие-то. Чего там только нет, в автолавке!» Большую часть времени мальчик проводит один. Эту пустоту заполняет своими образами, и у него развивается свой внутренний мир. Мальчик обращается к камням, тра­вам, разговаривает с ними и с растениями. Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: «Среди растений — «лю­бимые», «смелые», «боязливые», «злые» и всякие другие. Ко­лючий бодяк, например,— «главный врач». Ребенок с одними находит общий язык, а другими борется. Но самым близким человеком и другом, понимающим его, является дед, который всеми силами старается сделать внука счастливым. Он внуша­ет ребенку веру в старую сказку о матери-оленихе, которой мальчик и живет. Но у него есть и своя сказка — про белый пароход, где он представляет себя рыбкой, плывущей вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке, к белому парохо­ду. Так мальчик живет до тех пор, пока конфликт в семье, принимавший раньше малые размеры, не достигает своей кри­тической точки. Дед, столько лет проживший на свете, сохра­нивший свою веру в сказку о матери-оленихе, прививший ее также мальчику, обрывает все разом, убивая марала. Этим прежде всего убивает ребенка, нанося ему сильнейшую душев­ную травму, а не себя, как думал он. Дед хочет решить конф­ликт мирным путем, взяв всю вину на себя, но его попытка ни к чему хорошему не приводит. В итоге у мальчика остается • только одна сказка — про белый пароход, а потом ни одной.

Легенда — основа повести. Она объясняет зарождение пле­мени бугу, в ней воплощены народные представления о добре и зле, в ней же предсказывается и трагический финал произ­ведения. Благодаря сказкам, повесть поэтична, многопланова. Язык Ч. Айтматова богат, разнообразен, доступен широко­му кругу читателей, но за кажущейся простотой скрывается кропотливый труд мастера: «Сердце мальчика покатилось по полу, вскарабкалось на подоконник, поближе к портфелю, и зашепталось с ним».

Образ ребенка многогранен и раскрывается постепенно ав­тором-повествователем. Через восприятие мальчика мы видим всех героев повести. Он дает нравственную оценку каждому персонажу: в этом особенность данного произведения автора. Даже если бы вокруг мальчика царили добро и красота, и тогда он создал бы в своем воображении мир, отличный от того, в котором живет. Такова природа детства, детского со­знания. Ребенок же погибшей легенде противопоставил сказ­ку о белом пароходе и уплыл к нему со своей детской непри­миримостью к законам Орозкула. В трагическом финале ухо­дит Рогатая мать-олениха, уплывает рыбкой мальчик, отвер­гая не людей, а зло, жестокость в них.

Закрыв книгу, мы, читатели, чувствуем ответственность за гибель ребенка. К этому, наверное, стремился автор, созда­вая произведение.

Способность сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным — не в этом ли главная задача литературы? И произведение Ч. Айтматова вполне отвечает этой цели.

Сам писатель так говорит о себе: «Тот день, когда я пере­стану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в моей жизни».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.